Стратегическое направление экономического и социального развития нашей страны требует новых высококвалифицированных субъектов профессиональной деятельности во всех сферах, отличающихся, прежде всего тем, что они являются носителями новейших знаний и технологий. Со сменой требований к субъекту деятельности меняются требования к процессу его профессионализации, что вызывает необходимость проектирования профессиональной и образовательной среды и соответствующего концептуального, теоретического и технологического обеспечения данного процесса. Разработка концепции профессионального развития субъекта деятельности становится сегодня актуальной научно-практической задачей.
В центре любых инновационных процессов стоит фигура педагога, ведь от того, насколько личностно и нравственно развитыми выпускники будут покидать стены различных образовательных учреждений, зависит будущее России.
Спектр задач, исследуемых и решаемых педагогической психологией в настоящее время, расширяется. Это обусловлено не только тем, что ею изучаются процессы социализации личности, но и главное – становления личности как индивидуальности. Обычно развитие человека, педагога подчиняется законам интериоризации, но в нем присутствуют также процессы недоинтериоризированности (А.В.Михайлов; В.П.Зинченко). Таким образом, субъектный опыт, получаемый педагогом в процессе его профессиональной деятельности, зачастую является не позитивным, а негативным фактором развивающегося ученика как одного из субъектов образовательного процесса.
Поэтому предметом исследований педагогической психологии является изучение закономерностей становления и развития как ученика, так и педагога, уровень профессионализма которого опосредованно влияет на развитие учащегося не только как субъекта учения, но и субъекта целостной жизнедеятельности.
Процесс профессионализации в отечественной психологической науке исследуется в связи с онтогенетическим развитием человека, его личностными качествами, местом и ролью способностей и интересов, формированием субъекта труда, проблемой жизненного пути и самоопределения, выявлением требований, предъявляемых профессией к человеку, становлением профессионального сознания и самосознания в рамках различных школ и направлений.
Так, В.А.Машин рассматривает профессионализацию как один из центральных процессов развития человека в зрелом возрасте, который направлен не столько на усвоение фиксированного объема профессиональных действий, сколько на преобразование самого субъекта деятельности.
Л.М.Митина, сравнивая личностное и профессиональное развитие учителя, отмечает процесс ломки стереотипов традиционных форм профессионализации, определяет взаимосвязь профессионального развития и личностного, в основе которых лежит принцип саморазвития, детерминирующий способность личности превращать собственную жизнедеятельность в предмет практического преобразования, приводящий к творческой самореализации. Она выделяет три стадии профессионализации: адаптацию, становление и стагнацию, а рассмотрение профессионального развития как непрерывного процесса самопроектирования личности позволяет вычленить три стадии ее перестройки: самоопределение, самовыражение и самореализацию.
О.П. Щотка также связывает личностное развитие человека с профессиональным, рассматривая их в контексте профессионального становления. По мнению автора, профессиональное становление это динамичный многоуровневый процесс, который занимает значительный период жизненного пути и не сводится к профессиональному обучению. Переход к каждой последующей стадии закладывается на предыдущей и сопровождается возникновением у субъекта ряда противоречий и нормативных кризисов.
Целью работы было выявление педагогических условий профессионального роста педагога.
Предмет исследования – комплекс педагогических условий профессионального роста учителей.
Объект – профессиональный рост педагогов
Гипотеза исследования: мы предположили, что молодые неопытные специалисты имеют более высокий уровень парциальной сформированности и готовности к профессионально-педагогическому саморазвитию.
В соответствии и поставленной целью и выдвинутой гипотезой решались следующие задачи:
1) провести анализ психолого-педагогической литературы по проблеме профессионального роста личности педагога;
2) выявить и теоретически обосновать этапы и условия профессионального роста;
3) разработать систему психолого-педагогических приемов и методов для исследования условий профессионального роста педагога.
Методы исследования – методики «Мотивация на успех», «Мотивация на избежание неудач», «Готовность к риску», разработанные Т.Элерсом, а также методика Н.П. Фетискина «Диагностика уровня парциальной готовности к профессионально-педагогическому саморазвитию».
- Психологические закономерности профессионализации
- Психологические особенности личности педагога
- Профессиональное саморазвитие педагога как условие развития личности педагога
- Развитие творческой индивидуальности педагога, влияющей на профессиональный рост
- Заключение
Еще по теме:
Особенности взаимодействия людей
При рассмотрении особенностей связей между людьми обычно выделяют два вида взаимозависимости - кооперацию и конкуренцию. В первом случае (кооперация) некоторое количество индивидов вступает в контакт друг с другом и осуществляет согласова ...
Основные понятия и виды анималотерапии. Их применение
Сперва определимся, что существует ненаправленная анималотерапия (взаимодействие с животными в домашних условиях без осознания или целенаправленного понимания их терапевтического значения) и направленная анималотерапия (целенаправленное и ...
Развитие внимания умственно отсталых школьников
Под вниманием понимают направленность психической деятельности человека, ее сосредоточенность на объектах, имеющих для личности определенную значимость. Внимание может быть направленно как на объекты внешнего мира, так и на собственные мы ...
Навигация