Проблемы адаптации личности в группе

Информация о психологии » Проблемы адаптации личности в группе

Повышение интереса к проблеме социальной адаптации и все более активное изучение данной темы в русле социальной психологии обусловлено интенсивными изменениями, происходящими в современном обществе. Неустойчивость и часто непредсказуемость социальных процессов предъявляет повышенные требования к личности, которой необходимо, с одной стороны, соответствовать социальным требованиям, с другой, - сохранять внутреннюю стабильность и равновесие.

Актуальность проблемы определяется значением, которое приобретает в настоящее время исследование целостного развития человека в единой жизненной среде и его социальном пространстве, недостаточность разработки вопросов социальных взаимодействий, истоков и причин плохой социальной адаптации личности в группе.

Различными теоретическими аспектами проблемы социальной адаптации личности занимались: Г. Селье, Ю.А. Александровский, X. Хартман, Л. Филипс, Ж. Пиаже и др.

Достаточно четко ставит теоретические вопросы и проблемы понятия социальной адаптации личности в своих работах Д.А. Андреева. Вопросы классификации социальной адаптации личности хорошо рассмотрены в работах A.A. Налчаджян, в которых представлены ее основные виды и типы. Теоретическая модель социальной адаптации личности в рамках системно-деятельностного подхода описана в работах М.В. Ромма. Процесс социальной адаптации личности исследовали: Ф.З. Меерсон, Л.Д. Столяренко. Вопросы факторов социальной адаптации личности в своих работах рассматривали: Л.В. Корель, Б.Г. Ананьев, И.К. Кряжева. Вопросы критериев эффективности процесса социальной адаптации личности изучали: О.И. Зотова, И.К. Кряжева, Т.А. Немчин, В.А. Лабунская, Ф.Б. Березин.

Но, несмотря на то, что в последнее время к вопросу о приспособлении человека к окружающей среде приковано пристальное внимание, анализ литературы свидетельствует о недостаточной изученности проблемы адаптации. Так, до сих пор нет четкого и однозначного определения понятия "социальной адаптации", которое бы учитывало всю сложность и противоречивость этого явления. Чаще всего специфика "социальной адаптации" связывается лишь с социальным характером факторов, воздействующих на человека. Мы считаем, что нельзя однозначно решить эту проблему, необходимо изучить какие именно личностные качества влияют на успешную адаптацию в группе и как меняется уровень адаптированности на протяжении проффесиональной жизнедеятельности личности.

Еще по теме:

Проблема готовности детей к школе
Школа - социальный институт, сформировавшийся исторически относительно недавно, и поступление ребенка в школу играет ведущую роль в процессе адаптации к жизни в обществе. Поступление в школу очень серьезный шаг для ребенка, так как это п ...

Методика изучения застенчивости в подростковом возрасте
Застенчивость – явление очень распространенное, особенно в подростковом возрасте. Это связано с физиологическим изменениями, происходящими в этом возрасте, особенностями формирования личности, становления «Я-концепции», динамики самооценк ...

Конфликты между личностью и группой
Являясь важнейшей ячейкой общества, организация соединяет и координирует людей, специализирующихся на разных типах деятельности, включает их в единый трудовой процесс, решает не только производственные задачи, но и создает условия для раз ...