Методы терапевтического воздействия в психологическом консультировании

Информация о психологии » Понятие "жизненный стиль" в психологическом консультировании » Методы терапевтического воздействия в психологическом консультировании

Страница 1

В психологическом консультировании наиболее часто встречаются следующие методы терапевтического воздействия:

работа со снами, образами и символами клиента,

что включает в себя анализ и проигрывание отдельных эпизодов из снов,

а также их исследование; анализ образов и

символов, которые продуцирует клиент;

работа с метафорами,

притчами, сказкотерапшя

— метафорическая репрезентация действительности, ориентированная на бессознательный уровень личности клиента, может использоваться в работе над текущей проблемой клиента или с расширением осознания себя и картины мира в целом;

работа с жизненным стилем личности:

исследование и анализ определенных схем и сценариев жизни, которые избрал для себя индивид; исследование их влияния на личность и возникающие внутренние и внешние конфликты; коррекция и формирование более приемлемых жизненных сценариев и стилей;

метод исследования ранних воспоминаний — изучение и анализ: картины детства клиента; значимых, травмирующих, а также ресурсных воспоминаний;

телесно-ориентарованные методы работы — ряд методов, направленных: на осознавание своей телесности; снятие блоков и зажимов; формирование у клиента умения быть в контакте со своим телом;

психодраматические методы работы — методики. направленные: на проигрывание;

эмоциональное реагирование; завершение ситуаций и конфликтов, содержащихся в опыте клиента и отражающихся в его настоящем;

работа с модальностями

— системами восприятия органами чувств:

зрением, слухом, осязанием, кинестетикой (телом, движением);

творческие методы

— обширный набор терапевтических методов и техник, ориентированных на проработку проблематики, а также диагностику проблемы, общего состояния клиента через творческое самовыражение. К этим методам могут быть отнесены:

• арт-терапия (рисунок, скульптура и т. п.);

• танцевальная терапия;

• музыкотерапия

• фототерапия;

• библиотерапия и т. п.

Понятие индивидуального жизненного стиля было введено в психологию А. Адлером — основателем индивидуальной психологии.

Жизненный стиль определяется как значение, которое человек придает миру и самому себе, его цели, направленность его устремлений и те подходы, которые он использует при решении жизненных проблем. Жизненный стиль имеет следующие характеристики:

формируется в раннем детстве, но не является врожденным личности;

часто носит ошибочный характер, то есть не соответствует реальности;

устойчив, то есть установки, которые демонстрирует клиент, имеют глубоко укоренившиеся в его бессознательном корни;

формируется под влиянием творческих способностей личности, ее креативного Я;

ответственность за формирование и, следовательно, изменение жизненного стиля лежит на самом человеке, а это означает, что клиент в состоянии изменить свой жизненный стиль;

в зависимости от того, как человеком решается та или иная жизненно важная проблема, у него формируется определенный жизненный стиль, который в дальнейшем служит основной для разрешения различных жизненных проблем и ситуаций.

Жизненный стиль личности формируется на основе специфики решения человеком следующих жизненно важных проблем:

профессионального самоопределения, предполагающей нахождение такого занятия, которое обеспечило бы выживание индивида в окружающей среде со всеми ее ограничениями и изменяющимися условиями;

сотрудничества и дружбы, вынуждающей индивида к поиску такого места и стиля взаимодействия с окружающими людьми, при котором он сможет сотрудничать с окружающими и одновременно получать пользу от этого сотрудничества;

любви и супружества, предполагающей понимание и принятие факта существования двух полов и зависимость развития человечества от эмоционального и физического взаимодействия людей.

Итак, Адлер говорил, что жизненный стиль - уникальный способ, выбранный каждым индивидуумом для следования своей жизненной цели. Он называет три основные жизненные задачи: работа (действие, которое полезно обществу), дружба и любовь. Работа создает удовлетворение и чувство собственной значимости. Дружба - выражение нашей причастности к человеческой расе и постоянной необходимости приспосабливаться к другим, взаимодействовать с другими существами нашего рода. Эти три задачи всегда взаимосвязаны.

Страницы: 1 2

Еще по теме:

Механизмы формирования личности.
Несмотря на крайнюю важность этого вопроса и для теории личности и для практики воспитания, он разра­ботан еще далеко не достаточно. Тем не менее, ряд важных механизмов в психологии выявлен и описан. Остановимся прежде всего на тех, кото ...

Функциональная несостоятельность семей группы риска
Одной из важнейших и сложнейших задач профилактики преступности несовершеннолетних является оздоровление условий семейного воспитания детей и подростков с отклоняющимся поведением. Сравнительные исследования семей подростков-правонарушит ...

Факторная матрица.
Факторный анализ – это ветвь математической статистики. Его цели, как и цель других разделов математической статистики, заключается в разработке моделей, понятий и методов, позволяющих анализировать и интерпретировать массивы эксперимента ...