Психологическое консультирование – это непосредственная работа с людьми через особым образом построенную беседу, и главная цель
этой работы –
помощь клиенту в понимании и осознании им себя, происходящий с ним изменений, умении делать выбор, ставить цели, а также в разрешении проблем эмоционального и межличностного характера.
Основные принципы психологического консультирования:
безоценочность и доброжелательность;
ориентация на систему ценностей клиента;
осторожность с советами;
анонимность;
разграничение личных и профессиональных сторон в работе;
активная позиция клиента.
Безоценочность
консультанта по отношению к своему клиенту означает такое поведение консультанта, которое обеспечило бы у клиента ощущение принятия его таким, какой он есть, со всеми его недостатками и достоинствами. В частности, консультант не должен демонстрировать осуждение или свое личное отношение к тому или иному аспекту поведения клиента, некоторым чертам его личности, особенностям характера, взглядам, ценностям и установкам.
Доброжелательность
консультанта по отношению к клиенту также обеспечивает необходимый терапевтический климат и означает только элементарное следование общепринятым нормам поведения (отсутствие у консультанта скрытой агрессии по отношению к клиенту, хамства и т.п.), но и использование консультантом специальных профессиональных навыков:
умения слушать и слышать своего клиента и понимать его проблемы;
оказывать ему необходимую эмоциональную и психологическую поддержку;
Ориентация на систему ценностей клиента
означает опору на систему жизненных ценностей и норм клиента и некритичное отношение консультанта к ней, что во многом обеспечивает эффективность психологического воздействия. Консультант не должен
привносить в консультативное поле и навязывать клиенту свою собственную систему ценностей,
а также не должен подвергать сомнению ценностные ориентации клиента.
Принцип осторожности с советами
консультанту необходимо соблюдать, так как в противном случае, давая клиенту совет по тому или иному решению его проблемы (а часто сам клиент ожидает получить от консультанта совет), консультант полностью берет на себя ответственность за исход проблемы и не формирует у клиента чувства ответственности за свою жизнь и поступки, что противоречит целям консультирования и сильно вредит клиенту, оставляя его в зависимой и инфантильной позиции и не расширяя границ его опыта и умения.
Анонимность и конфиденциальность
означает, что информация, полученная консультантом от клиента во время сессий (сеансов психологического консультирования), не должна разглашаться им без ведома и разрешения самого клиента. Консультант не должен сообщать ни частным, ни государственным и общественным лицам ничего из того, что может как-то навредить данному конкретному клиенту.
Исключением из этого правила являются ситуации, когда клиент намерен совершить или уже совершил какие-либо противоправные поступки, и эти ситуации четко прописаны в законодательстве. На основании этого консультант должен заранее, то есть перед началом совместной работы, проговорить с клиентом все свои полномочия и обязанности с юридической и моральной точек зрения и определить меру ответственности каждого из участников консультационного процесса.
Разграничение личных и профессиональных сторон
в пространстве консультирования означает, что консультант не должен использовать клиента и работу с его проблематикой в целях удовлетворения своих личных потребностей, проработки своих проблем и внутриличностных конфликтов, в также на протяжении всей консультативной работы вступать с клиентом в какие-либо иные, кроме терапевтических, отношения (дружеские, сексуальные) и т.п.
Принцип активности позиции клиента
базируется на подходе психологическому консультированию как к взаимодействию консультанта и клиента в позициях «личность – личность». Это означает, что в процессе консультирования психолог должен стимулировать клиента к тому, чтобы он проявлял активную позицию в их взаимодействии, а не молча слушал все, что говорит ему консультант.
- Методы терапевтического воздействия в психологическом консультировании
- Типы жизненных стилей личности
- Влияние СМИ на жизненный стиль личности
- Методы исследования жизненного стиля личности
- Заключение
Еще по теме:
Специфика полоролевого воспитания в семьях с различной структурой
Половая принадлежность человека – это многоуровневая система, элементы которой формируются на разных стадиях индивидуального развития. Первичное звено этого процесса – хромосомный набор, определяющий пол, который создается в момент оплодо ...
Проблемные моменты деятельности профконсультантов
На основании имеющегося опыта работы со специалистами (профконсультантами) центров занятости населения можно выделить следующие сложные, проблемные моменты, связанные с формированием ценностно-смыслового, «личностного ядра» профессиональн ...
Специфика психического развития
В случаях, когда происходят существенные изменения в структуре и свойствах явления, мы имеем дело с развитием. Развитие, прежде всего, характеризуется качественными изменениями, появлением новообразований, новых механизмов, новых процессо ...
Навигация