Истоки формирования проблематики

Страница 4

О. Вейнингер, Б. Паскаль, Э. Фромм основой человеческого достоинства и фактором его развития справедливо считают чувство любви к самому себе и другим людям, так как отношение любви к самому себе обнаруживается у тех, кто способен любить других. Любовь невозможна без заботы и уважения к достоинству, ответственности и познания. [28, 29]

Гуманистическая теория личности (Г. Олпорт, А Маслоу, К. Роджерс) анализирует развитие поведения под углом нравственного самосовершенствования человека, расширения его внутренней свободы и повышения творческого потенциала.

А.Адлер считает, что подлинная личность всегда сопричастна общественным интересам. Человек, ориентированный на интересы общества в неизбежных уступках интересам других людей возвышает свое достоинство, так как у высшая цель человека- служение другим людям и обществу в целом.

Первое понимание достоинства, как добродетельности, просто нераздельно сливает понятия «достоинство» и «достойность». Достойный человек ведет себя неизменно достойно: не унижает себя и других, соблюдает человеческое достоинство каждого, и в любом другом индивиде видит именно Человека. Достойный человек поступает гуманно и справедливо, даже если никто этого не видит. Он не желает делать зла и предавать «человеческое» в самом себе. Он испытывает глубокую ответственность перед собственной личностью (Н.И. Арзамасцева).

История становления категории человеческого достоинства обусловлена прежде всего историей буржуазного индивидуализма. Буржуазный индивидуализм как система ценностей в качестве высшей ценности имеет как раз человеческое достоинство. Ради собственного достоинства и даже ради чувства собственного достоинства человек может пожертвовать, как говорится, «чем угодно». Это обосновано тем, что всё, ценимое относится к достоинствам. Это - способность любить и способность быть свободным, способность создавать блага, богатства и способность быть щедрым. В своих высоких образцах индивидуализм демонстрирует возможности абсолютной ответственности, есть и жизненная позиция, которую можно назвать "сверх" ответственностью.

Свою особую печать на культивирование высоких нравственных качеств в обществе наложил технократизм ХХ века. Высокая нравственная культура в жестоком обществе была терпима только там, где без неё просто невозможно было обойтись – в рамках узкого профессионализма. Достижения генетики в XX веке оказалось условием реалистичного подхода к исследованию становления высших нравственных качеств. Они резко усложнили круг проблем. Тем самым, мы получили возможность реалистически ставить вопросы. Человеческое достоинство, - вполне историческое понятие. В истории морали есть описание огромного количества человеческих достоинств и характеристик человека вообще. Достаточно сказать, что в русском языке для описания черт характера человека есть около 4000 слов. Каждое из этих слов характеризует человека с положительной или отрицательной стороны.

Страницы: 1 2 3 4 

Еще по теме:

Формы рационального познания
Рациональное познание осуществляется с помощью логического мышления (которое называют также рациональным, абстрактным, дискурсивным и т. п.). С его помощью человек выходит далеко за пределы непосредственного чувственного опыта и получает ...

Понятие об измерительных шкалах
Любой вид измерения предполагает наличие единиц измерения. Единица измерения это та «измерительная палочка», как говорил С. Стивенс, которая является условным эталоном для осуществления тех или иных измерительных процедур. В естественных ...

Образ и архетип в глубинной психологии
Спустя столетие после Канта готовится еще одна трансформация в концепции образа. Фрейд начал свое исследование тайников человеческого разума с помощью анализа психических образов. Сны, фантазии и ассоциации подверглись тщательному изучени ...