Истоки формирования проблематики

Страница 1

Корни понятия «человеческого достоинства» уходят глубоко в древность, только рассматриваются в контексте других понятий. Когда Аристотель или Спиноза говорят о завершении природы человека в его личной жизни, мы можем предположить, что в развитии духовных способностей должно осуществляться завершение природы человека. Для каждой исторической эпохи характерен свой тип личности, со своим качественно своеобразным уровнем развития чувства собственного достоинства, определяемым господствующими в обществе производственными отношениями.

Представления о человеческом достоинстве менялись в ходе времен. В Древней Греции, чья культура служит истоком интеллектуального развития Европы, человеческое достоинство понимается как возвышение личности над обстоятельствами. Достоинство для жителя древнегреческого полиса - это прерогатива свободного гражданина.

Эпоха Возрождения, стремящаяся преодолеть церковные и сословные ограничения человека, делает тему достоинства центральной в гуманистической мысли того времени. Она связывает человеческое достоинство с универсальностью наших способностей, с тем, что каждая личность - микрокосм, в котором находит отражение и выражение макрокосм.

Идея человеческого достоинства как высшей ценности и высокого назначения человека была выдвинута и разработана гуманистами XIV-XVIII вв. в связи с новым пониманием человека (Петрарка, Ж.Ж. Руссо, И. Кант, И. Фихте). Буржуазные гуманисты этого периода провозглашали высокую ценность человека, независимо от социального происхождения. «Достоинство не утрачивается от низкого происхождения человека, лишь бы он заслужил его своей жизнью» (А.К. Дживелегов).

Достоинство человека понимается, как способность подняться над детерминацией природными условиями, как способность возвыситься над игрой бессознательных сил, пытающихся смять его и подчинить себе. Она развивалась у просветителей XVIII в., которые связывали достоинство человека с обеспечением его естественных прав и рассматривали свободу как необходимое условие сохранения и развития человеческого достоинства (Ж.Ж.Руссо).

В философии XVIII века проблема чести и достоинства личности с наибольшей остротой встала у И. Канта и Г. Гегеля. И. Кант выступает с требованием уважения к достоинству человека, но в основу достоинства он кладет абстрактное понятие моральности и не указывает тех конкретных деловых, духовных, моральных качеств человека, которые определяют его действительное общественное значение. [11, 15]

Он утверждал, что человек, как разумное существо, никогда не может быть средством подобно простой вещи, а всегда является целью сам по себе. Из разумности человека возникает, по И. Канту, его достоинство - особая ценность и значимость людей как личностей. Согласно И. Канту, человеческие существа реализуют свою прирожденную способность к автономии в ноуменальном мире. Именно это придает человечеству достоинство. [12]

Но обо всем по порядку. Если попробовать найти первое упоминание о человеческом достоинстве, нельзя не упомянуть китайского философа Конфуция, который переосмысливал концепцию "благородного мужа". Вероятно, это была одна из первых в истории человечества попыток выявить атрибуты благородства человека, которые в свою очередь неразрывно перекликаются с достоинством.

В греческой античности проблема благородства также не была обделена вниманием. Знатные греки нередко называли сына с употреблением корня "аристо" - благородство. Само понятие "аристократия" на древнегреческом языке буквально означает "власть благородных" и является одной из оппозиций демократии, как власти всего свободного народа.

«Античная этика является по преимуществу учением о добродетелях и добродетельной личности», вследствие чего в Средние Века появляется наиболее значительная предпосылка аристократической культуры – европейское рыцарство. Исследования по истории морали Средних веков уже включают достаточно широкий спектр интерпретаций понятия о благородстве. Так, в своей работе М.Оссовская «Рыцарь и буржуа: исследование по истории морали» употребляет термины «рыцарство» и «благородство» прежде всего по отношению к персонам гомеровского эпоса. Такой подход представляется весьма специальным, поскольку в истории культуры широко распространено представление о феномене рыцарства как о типичном и специфическом явлении средневековой Западной Европы. В эпоху Гомера этого термина просто не существовало. В целом же работа показывает связь понятий о человеческих достоинствах, человеческих качествах, с вопросами о формировании рыцарского и буржуазного образцов личности, идеалов личности, образцов поведения, конкретных достоинств конкретного лица.

Страницы: 1 2 3 4

Еще по теме:

Школьные достижения
Девочки обычно превосходят в учёбе мальчиков. Среди девочек реже встречаются отстающие, чаще успевающие, и их лучше переводят из класса в класс. В средней школе девочки обычно получают лучшие отметки по сравнению с мальчиками. Данные гово ...

Коррекционные упражнения отреагирования страхов
После обработки диагностического материала и первичной консультации с родителями, на которой обсуждается тема « Что такое страх и причины его возникновения?». А так же дается согласие родителей о участии коррекционной программе. Проводитс ...

Определение интеллекта
Интеллект (от лат. - ум, рассудок, разум) зачастую отождествляется с мышлением в определении: интеллект - это мыслительная способность человека. Однако еще французский психолог Ж. Пиаже разводил эти два понятия. Он предлагал трактовать ин ...