Понятие социально-психологического тренинга

Страница 3

7 В ходе тренинга решаются задачи по развитию и совершенствованию личности в целом и личностных качеств, необходимых для улучшения социального бытия участников.

Все методы СПТ характеризуются, во-первых, ориентацией на достижение обучающего эффекта группового взаимодействия. Во-вторых, эти методы реализуют принцип активности участника путем включения элементов исследования в процесс тренинга. В-третьих, методы предполагают обучение на моделях, принцип метафоризации группового опыта. Под принципом метафоризации мы понимаем использование образов и игровых ситуаций для выявления тех эмоций, действий и установок, которые сложно проявляются при анализе эпизодов обыденной жизни. Примером могут служить такие приемы как сравнивание участниками себя с деревом или другим предметом, графическое изображение своей жизни, упражнения, помещающие участников в экстремальные ситуации: в пустыне, в тюрьме, на Луне и пр.

Все множество форм СПТ можно разделить на три больших класса.

1. Тренинги, ориентированные на развитие специальных умений и навыков в сфере общения (умение вести дискуссию, умение разрешать конфликты, навыки самопрезентации и пр.)

2. Тренинги, нацеленные на углубление опыта анализа ситуации общения. Имеется в виду повышение адекватности анализа себя, партнера по общению, групповой ситуации в целом. Следует отметить, что последняя задача решается и в первом случае, но лишь как сопутствующая.

3. Тренинги, направленные на изменение личностных диспозиций, аттитъюдов. Затрагивается область мотивов поведения участников.

Изменения, происходящие в социально-психологических характеристиках личности под воздействием СПТ можно соотнести с областями структуры личности, выделяемыми Н. Леонтьевым: область мотивов, область умений и область навыков.

Тренинги первого класса направлены на изменение и формирование навыков, необходимых для эффективного социального поведения, тренинги второго класса развивают умения, изначально присущие человеку. Основной акцент ставится на восприятии и анализе воспринимаемого. Трений класс тренингов направлен на изменения в личностных диспозиций, входящий в область мотивов.

Современную ситуацию в практике тренингов можно охарактеризовать тем, что классифицировать тренинги по целям и направленности воздействия намного проще, чем по применяемым методам воздействия. Основными методами в СПТ являются игры и групповые дискуссии, которые применяются во всех видах СПТ и разрабатываются в соответствии с конкретной целью тренинга, а также с учетом других параметров, таких как состав группы, количество и продолжительность тренинговых сессий, материальной базы. В России еще недостаточно развита методическая база игр и упражнений, поэтому зачатую одни и те же игры используются в разных тренингах с разными целями. Поэтому использовать критерий метода для определения видов СПТ представляется нецелесообразным.

Страницы: 1 2 3 

Еще по теме:

Убеждение. Подчинение. Конформизм
Убеждение - осознанная потребность личности, побуждающая ее действовать в соответствии со своими ценностными ориентациями. Содержание потребностей, выступающих в форме убеждения, отражает определенное понимание природы и общества. Образу ...

Психодиагностика: понятие, цели, методы
В научной литературе понятие психодиагностика было введено в 1924 году швейцарским психологом Германом Роршахом. В настоящее время существует несколько наиболее часто употребляемых определений. Вот некоторые из них: · Психодиагностика – ...

Половая (гендерная) социализация мальчиков и девочек
В любом человеческом обществе мальчики и девочки ведут себя по-разному, и в любом человеческом обществе от разнополых детей ожидают разного поведения и по-разному обращаются с ними. Но насколько велики и универсальны указанные различия и ...