Функция побуждения. Мотивационный компонент. Мобилизационный компонент

Информация о психологии » Понятие и функции эмоций » Функция побуждения. Мотивационный компонент. Мобилизационный компонент

Страница 1

Продолжительные и продолжающиеся споры вокруг вопроса о мотивирующей роли эмоций — о выполняемой ими функции побуждения

. Полное отстранение эмоций от функции побуждения в значительной мере обессмысливает и производимую ими функцию оценки. Разве из оценки происходящего может следовать, с биологической точки зрения, что-либо более целесообразное, чем немедленное побуждение присвоить, овладеть полезным и избавиться от вредного? Эмоции либо стимулируют продолжение деятельности по удовлетворению потребности (мотивируют ее) либо, наоборот, ее тормозят. Эмоции изменяют, контролируют и направляют поведение человека от одного момента к другому.

Одновременно сосуществующие различные потребности возбуждают разные эмоции, и обычно наиболее сильная эмоция определяет направление действий человека. При этом из-за того, что эмоция зависит не только от величины потребности, но и от вероятности ее удовлетворения, поведение человека иногда переориентируется на менее важную, но легче достижимую цель – человек выбирает «синицу в руке» вместо «журавля в небе». Поэтому существует принципиальное различие между отрицанием эмоциональной природы побуждающих переживаний и отказом признать какое бы то ни было участие эмоций в развитии этих переживаний. Последнее означает признание в природе психического значительного и едва ли чем-либо объяснимого несовершенства.

О способности эмоций побуждать действия говорят другие, более специфические их функции. Так, в критических условиях, при неспособности субъекта найти адекватный выход из опасных, травмирующих, чаще всего неожиданно сложившихся ситуаций, развивается особый вид эмоциональных процессов — так называемые аффекты (см. работу Я. М. Калашника). Одно из функциональных проявлений аффекта заключается в том, что он навязывает субъекту стереотипные действия, представляющие собой определенный закрепившийся в эволюции способ «аварийного» разрешения ситуаций: бегство, оцепенение, агрессию и т. п. (Леонтьев, Судаков, 1978). Известно, что и другие ситуативные эмоции, такие как возмущение, гордость, обида, ревность, тоже способны «навязать» человеку определенные поступки, причем даже когда они для него нежелательны. Это позволяет утверждать, что к эмоциональному разрешению ситуаций приводят не только аффекты и что данная функция свойственна более широкому классу эмоциональных явлений (Вилюнас, 1976).

Эту функцию эмоций можно представить в качестве мобилизации, переключении всех систем организма на «аварийный» режим, приведение его в состояние боевой готовности. Так, эмоции ярости, страха помогают в схватке, погоне, при бегстве от опасности, в ситуациях, когда требуется предельное напряжение и отдача всех сил.

Оно навязывает человеку стереотипный выход из сложившейся ситуации, закрепившийся эволюционно и доставшийся нам в наследство от животного мира. Аффект может проявляться и как паника, оцепенение. Реакции аффекта оправдывают себя лишь в некоторых стандартных ситуациях.

Действия человека в состоянии аффекта являются импульсивными, неосознанными, могут толкнуть его на совершение действий, о которых придется жалеть впоследствии, человек как бы «теряет голову». Поэтому эмоциональные явления типа аффекта заставляют говорить о дезорганизующей роли эмоций.

Страницы: 1 2

Еще по теме:

Измерение интеллекта. Тесты интеллекта
Вопрос об измерении умственных способностей впервые стал актуальным в конце XIX века. Первым приступил к исследованию интеллекта с научной точки зрения сэр Френсис Гальтон (1822-1911) и именно его можно считать основоположником эмпирическ ...

Развитие самосознания.
Вопрос о том, является ли индивид субъектом с развитым самосознанием и выделяющим себя из окружения, осознающим свое отношение к нему как отношение, нельзя решать метафизически. В развитии личности и ее самосознания существует ряд ступене ...

Предупреждение профессионального стресса
В настоящее время все большее внимание специалистов привлекают новые технологии предупреждения и преодоления профессионального стресса. Некоторые из них направлены на адекватное информирование представителей коммуникативных профессий о ра ...