Функция побуждения. Мотивационный компонент. Мобилизационный компонент

Информация о психологии » Понятие и функции эмоций » Функция побуждения. Мотивационный компонент. Мобилизационный компонент

Страница 1

Продолжительные и продолжающиеся споры вокруг вопроса о мотивирующей роли эмоций — о выполняемой ими функции побуждения

. Полное отстранение эмоций от функции побуждения в значительной мере обессмысливает и производимую ими функцию оценки. Разве из оценки происходящего может следовать, с биологической точки зрения, что-либо более целесообразное, чем немедленное побуждение присвоить, овладеть полезным и избавиться от вредного? Эмоции либо стимулируют продолжение деятельности по удовлетворению потребности (мотивируют ее) либо, наоборот, ее тормозят. Эмоции изменяют, контролируют и направляют поведение человека от одного момента к другому.

Одновременно сосуществующие различные потребности возбуждают разные эмоции, и обычно наиболее сильная эмоция определяет направление действий человека. При этом из-за того, что эмоция зависит не только от величины потребности, но и от вероятности ее удовлетворения, поведение человека иногда переориентируется на менее важную, но легче достижимую цель – человек выбирает «синицу в руке» вместо «журавля в небе». Поэтому существует принципиальное различие между отрицанием эмоциональной природы побуждающих переживаний и отказом признать какое бы то ни было участие эмоций в развитии этих переживаний. Последнее означает признание в природе психического значительного и едва ли чем-либо объяснимого несовершенства.

О способности эмоций побуждать действия говорят другие, более специфические их функции. Так, в критических условиях, при неспособности субъекта найти адекватный выход из опасных, травмирующих, чаще всего неожиданно сложившихся ситуаций, развивается особый вид эмоциональных процессов — так называемые аффекты (см. работу Я. М. Калашника). Одно из функциональных проявлений аффекта заключается в том, что он навязывает субъекту стереотипные действия, представляющие собой определенный закрепившийся в эволюции способ «аварийного» разрешения ситуаций: бегство, оцепенение, агрессию и т. п. (Леонтьев, Судаков, 1978). Известно, что и другие ситуативные эмоции, такие как возмущение, гордость, обида, ревность, тоже способны «навязать» человеку определенные поступки, причем даже когда они для него нежелательны. Это позволяет утверждать, что к эмоциональному разрешению ситуаций приводят не только аффекты и что данная функция свойственна более широкому классу эмоциональных явлений (Вилюнас, 1976).

Эту функцию эмоций можно представить в качестве мобилизации, переключении всех систем организма на «аварийный» режим, приведение его в состояние боевой готовности. Так, эмоции ярости, страха помогают в схватке, погоне, при бегстве от опасности, в ситуациях, когда требуется предельное напряжение и отдача всех сил.

Оно навязывает человеку стереотипный выход из сложившейся ситуации, закрепившийся эволюционно и доставшийся нам в наследство от животного мира. Аффект может проявляться и как паника, оцепенение. Реакции аффекта оправдывают себя лишь в некоторых стандартных ситуациях.

Действия человека в состоянии аффекта являются импульсивными, неосознанными, могут толкнуть его на совершение действий, о которых придется жалеть впоследствии, человек как бы «теряет голову». Поэтому эмоциональные явления типа аффекта заставляют говорить о дезорганизующей роли эмоций.

Страницы: 1 2

Еще по теме:

Мотивация и формирование личности
Формирование личности осуществляется в процессах социализации индивидов и направленного воспитания: освоения ими социальных норм и функций (социальных ролей) посредством овладения многообразными видами и формами деятельности, богатство ко ...

Специфика подросткового возраста
Основные противоречия как источник развития личности подростка Любая возрастная периодизация базируется на нескольких основаниях. У социологов - на изменении общественного положения и социальной деятельности личности, причем акцент делает ...

Виды слушания
Умение слушать является одним из главных показателей культуры. Глядя на человека, который вас не слышит, вначале вы, пожалуй, почувствуете разочарование, затем гнев. Когда нас не слушают — это очень неприятно. В бизнесе умение слушать ос ...