Совершенная цивилизация, ее судьба, особенности и противоречия

Информация о психологии » Понятие культура и цивилизация, их смысловые значения » Совершенная цивилизация, ее судьба, особенности и противоречия

Страница 1

Улучшить общество можно только постоянным созидательным усилием людей. Общество необходимо для совместного производства духовного продукта — культуры, и если принять эту задачу, то отсюда и следует, что считать критерием социального прогресса. Социальная эволюция может быть признана социальным прогрессом, если она способствует вместе с другими формами эволюции реализации смысла человеческого существования.

Понятие общественного прогресса тесно связано с представлением об идеальном общественном устройстве как конечной цели прогресса. Потребность в идеале есть одна из метапотребностей человека. Многие социальные концепции направлялись желанием соединить материальное с идеальным, выйти путем преобразования реальности на некий утопический вариант. В воззрениях Конфуция и Платона идеальное общество выделилось как направление социально-политической мысли. Хотя еще Платон полагал, что социальная природа человека коренится в несовершенстве индивида и, стало быть, разделение труда и социальное объединение не столько атрибуты неизбежного прогресса, сколько вынужденная мера; а социальные революции не столько этапы на пути прогресса, сколько результат раздора в правящем классе по экономическим мотивам.

Китайский мыслитель и автор первого утопического социального проекта Конфуций считал, что идеальное государство должно строиться по аналогии с хорошей семьей. Государство, по Конфуцию, должно напоминать большую семью, в которой правитель, как отец, заботится о подданных, а подданные почитают его и любят друг друга, как братья. Другие проекты идеального устройства общества созданы Платоном и Т. Мором. А что думают по поводу справедливого общества современные студенты?

Что могло бы считаться идеалом с точки зрения социологии как науки? Конструкции, чтобы быть жизненными, должны основываться на реальных фактах, а еще лучше тенденциях. Далеко не любая идеальная конструкция общества способна к существованию. Понятие «идеал» восходит к платоновским идеям, которые нематериальны и существуют в особом, противостоящем человеческому мире идей.

Прогресс есть движение к идеалу, достижение которого невозможно, так как иначе остановилось бы развитие. Идеальному обществу прогресс не нужен, да он и невозможен в идеальном обществе. Весьма остроумно следующее замечание Д. Тернера: «Вся разница между утопией и кладбищем состоит в том, что в утопии изредка совершаются какие-либо события. Однако, все . процессы, протекающие в утопическом обществе, являются обратимыми и происходят . в рамках плана целого. Они не только не нарушают status quo, но, напротив, укрепляют и поддерживают его, и только ради этого им вообще разрешается происходить в большинстве утопий»[8]. Действительно, идеал нельзя улучшить. Но жизнь так устроена, что все существующее создает условия для своего уничтожения (это хорошо видно на примере сукцессии экологических систем). И, стало быть, в реальности конфликты неизбежны (плюс влияние окружающей среды).

Мир развивается по определенной программе (о направлении свидетельствуют тенденции), но нельзя сказать, что он эволюционирует в направлении осуществления какого-либо идеала, тем более что идеалы различны у разных людей и социальных слоев. Идеального общества не будет, пока не станет идеальным человек. Но представление об идеальном человеке также не одинаково у всех людей.

Тем не менее, попытки построения идеального общества будут продолжаться и впредь. Они сами по себе служат свидетельством прогресса общества, его стремления к лучшему будущему. «Возможного нельзя было бы достичь, если бы люди не стремились к невозможному» (М. Вебер)[9].

Если иметь в виду под идеальным обществом соединение тех преимуществ, которые дают современные тенденции, с тем, что теряется при их реализации, то такой идеал, конечно недостижим. Относительное же увеличение преимуществ и уменьшение неизбежных потерь возможно, хотя ни в коей мере не может быть названо идеалом.

Полное равенство, свобода, братство неосуществимы. А справедливость? Ведь о справедливости говорили все мыслители, начиная с Конфуция и Платона и кончая современными социологами. Например, Дюркгейм отвечает так: «Пока будут существовать богатые и бедные от рождения, не сможет существовать справедливый договор, не сможет происходить справедливое распределение социальных условий»[10]. Возникает вопрос: можно ли справедливость отождествить с прогрессом? Это так, если считать, что социальное развитие должно соответствовать задачам целостного прогресса, а в основе целостного прогресса лежат моральные нормы, к каковым относится справедливость. Проблемы справедливости исходят из проблемы человека, и они абстрагируются от национальных различий и типов общества. Их абстрактный характер препятствует их воплощению в жизнь, но, тем не менее, их обсуждение имеет смысл.

Совершенное общество, а равным образом и совершенная цивилизация, в принципе невозможны. Мир устроен так, что он и существует только потому, что держится на внутренних и внешних противоречиях. Вообще само развитие цивилизации происходит потому, что возникают какие-то противоречия в развитии природы и общества, они и являются двигателями развития.

Страницы: 1 2

Еще по теме: