Заключение

Ослабление личностной конгруэнтности приводит к определенной зависимости, формированию стереотипного, ригидного способа реагирования, дискомфортного психического и физического состояния. Для того чтобы избежать рассогласования указанных характеристик, "нейтрализовать" психологические защиты, очень важно формировать высокую самоценность. Только человек, имеющий высокую самоценность, приобретает возможность "консенсуса" вербального и невербального языков. Высокая самоценность – это уникальность личности, уважение себя, чувство собственного достоинства.

Реализация возможностной индивидуальной и социальной субъектности является одной из важных составляющих психологического здоровья личности, что и осуществляется посредством формирования соответствующей жизненной перспективы.

Для сохранения психического здоровья необходимо сохранить равновесие внутреннее. В качестве эмоциональной зарядки можно предложить каждому индивиду произносить такую "Декларацию моей самоценности". Очень полезно ежедневно (несколько раз в день, но наиболее эффективно – утром и вечером) повторять позиции этой декларации. Можно их использовать все вместе, можно – отдельные из них, направленные на те стороны личности, которые кажутся наиболее уязвимыми.

Я – это Я. Во всем мире нет никого в точности такого же, как Я.

Есть люди, чем-то похожие на меня, но нет никого в точности такого же, как Я.

Поэтому все, что исходит от меня, – это подлинно мое, потому что только Я выбрал это.

Мне принадлежит все, что есть во мне:

* мое тело, включая все, что оно делает;

* мое сознание, включая все мои мысли и планы;

* мои глаза, включая все образы, которые они могут видеть;

* мои чувства, какими бы они ни были, – тревога, удовольствие, напряжение, любовь, раздражение, радость;

* мой рот и все мои слова, которые он может произносить, – вежливые, ласковые или грубые, правильные или неправильные;

* мой голос, громкий или тихий, и все мои мечты, все мои надежды и мои страхи.

Мне принадлежат все мои фантазии, мои мечты, все мои надежды и мои страхи.

Мне принадлежат все мои победы и успехи. Все мои поражения и ошибки.

Все это принадлежит мне. И поэтому Я могу очень близко познакомиться с самим собой. Я могу полюбить себя и подружиться с каждой частью себя. Я могу сделать так, чтобы все во мне содействовало моим интересам.

Я знаю, что кое-что во мне озадачивает меня, и есть во мне что-то такое, чего Я не знаю. Но поскольку Я подружился с собой и полюбил себя, Я могу осторожно и терпеливо открывать в себе источники того, что озадачивает меня, и узнавать все больше разных вещей обо мне самом.

Все, что Я вижу и ощущаю, все, что Я говорю и что делаю, что Я думаю и чувствую в данный момент – это мое. И это в точности позволяет мне узнать, где Я и кто Я в данный момент.

Когда Я вглядываюсь в свое прошлое, смотрю на то, что Я видел и ощущал, что Я говорил и что делал, как Я думал и как Я чувствовал, Я вижу, что некоторые части меня не вполне мне подходят. Я могу отказаться от того, что кажется мне неподходящим во мне, и сохранить то, что кажется во мне очень нужным, и открыть что-то новое в себе самом.

Я могу видеть, слышать, чувствовать, думать, говорить и действовать. Я имею все, чтобы быть близким с другими людьми, чтобы быть продуктивным, чтобы вносить смысл и порядок в мир вещей и людей вокруг меня.

Я принадлежу себе, и поэтому Я могу строить себя.

Я – это Я, и Я – это замечательно.

Еще по теме:

Понятие, проблемы, причины стресса
Понятие “стресс” уже прочно вошло в нашу повседневную жизнь, однако, как правило, мы используем это слово только в отрицательном значение. Стресс - это состояние, которое далеко не всегда наносит ущерб. При более детальном рассмотрении ок ...

Социально-психологические исследования взаимоотношений.
Многочисленные работы, посвященные классному и школьному коллективам, проведенные в «досоциально-психологический» период, почти не затрагивали вопросов личных взаимоотношений между учащимися. Эти исследования касались в основном деловых о ...

Способности, задатки и индивидуальные различия
Исследуя развитие способностей, ученые долгое время отталкивались от теории врожденных свойств или задатков. В качестве доказательства врожденности способностей обычно указывают на факты индивидуальных различий, проявляющихся в детском во ...