Когнитивное направление

Страница 1

Когнитивисты понимают человека, прежде всего, как «думающего, понимающего, анализирующего», поскольку всю жизненную информацию надо понять, оценить, использовать с помощью когнитивных процессов. Поэтому большинство когнитивных теорий рассматривают эмоции, в основном, как реакцию, обусловленную познавательными процессами. Американский психолог А. Бек говорил, что «то, как люди думают, определяет, что они чувствуют и как действуют.» [25, с. 77] По мнению когнитивистов, разум должен служить фактором контроля и замещения эмоций. В последние десятилетия стало заметным распространение когнитивных подходов и приемов в психотерапии с цель видоизменения влияния интеллекта и мышления на эмоциональную жизнь и благополучие человека. Патологическое эмоциональное состояние и неадекватное поведение есть результат «неадаптивных» когнитивных процессов, поэтому цель когнитивной терапии заключается в «модификации дисфункциональных убеждений и ошибочных способов переработки информации.» [25, с. 77] Бек вычленил и описал феномен автоматических мыслей, которые обеспечивают непрерывный комментарий, сопровождающий то, что люди делают или испытывают. Автоматические мысли непроизвольны, быстротечны, бессознательны и непосредственно ведут к эмоциональным и поведенческим реакциям. У эмоционально тревожных, лабильных людей сочетание автоматического мышления и неприятных физических или эмоциональных симптомов образуют замкнутый круг, приводящий к серьезным эмоциональным расстройствам. По определению Бека, содержание этих мыслей «обычно не связано с какими-то эзотерическими темами, такими как кастрационная тревога или психосоциальные комплексы, как могла бы предположить классическая психоаналитическая теория, но имеет отношение к крайне важным социальным вопросам, таким как успех или неудача, одобрение или неприятие, уважение или презрение…То, как человек следит за собой и наставляет себя, хвалит себя и критикует, интерпретирует события и делает прогнозы, не только высвечивает нормальное поведение, но и проливает свет на внутренние механизмы эмоциональных расстройств.» [27, c. 327-328]

В рамках когнитивного направления С.Шехтером была разработана когнитивная физиологическая теория эмоций. Он предположил, что эмоции возникают на основе физиологического возбуждения и когнитивной оценки ситуации, вызвавшей это возбуждение. По Шехтеру, одно и то же физиологическое возбуждение может переживаться и как радость, и как гнев, и как любая другая эмоция, в зависимости от трактовки ситуации. [10, с. 32] По представлениям Шехтера, на возникновение эмоция вместе с воспринимаемыми стимулами и возникающими из-за них физиологическими реакциями в организме, также влияют прошлый опыт человека и оценка им сложившейся ситуации, с учетом имеющихся в данный момент потребностей и интересов. В экспериментах Шехтера было также показано, что интенсивность и характер эмоциональных переживаний человека значительно зависит от того, как сопереживают ему другие находящиеся рядом люди. Причем этот эффект зависит от того, как сопереживающий относится к тому человеку, которому сопереживает. [11, c. 52]

Наиболее разработанной теорией эмоций в когнитивном направлении является познавательная теория эмоций М.Арнольда – Р.Лазауруса. Согласно этой теории, эмоция возникает в результате воздействия определенной последовательности событий, описываемых в терминах восприятия и оценок. При этом восприятие трактуется как понимание, независимо от того, как воспринятый объект действует на воспринимающего. Таким образом, эмоция не является оценкой, но может быть ее составляющей. «Интуитивная оценка ситуации порождает тенденцию к действию, которая переживается как эмоция и выражается различными соматическими изменениями и которая может вызвать экспрессивные или поведенческие реакции.» [10, c. 31]

Страницы: 1 2

Еще по теме:

Становление Я-концепции
Прежде всего, дадим определение Я-концепции. Р.Бернс, один из ведущих английских ученых в области психологии, так определяет это понятие: “ Я-концепция - это совокупность всех представлений человека о самом себе, сопряженная с их оценкой. ...

Стадии психологического развития сознания человека
От рождения до зрелости человек проходит сложный путь психического развития. Существует большое количество подходов к проблеме развития психики ребенка. Рассмотрим характеристики психологического содержания стадий, выделенных А.Н. Леонтье ...

Понятие зависимость
Аддиктивное поведение (зависимое) характеризуется стремлением к уходу от реальности посредством изменения своего психического состояния. Уход от реальности путём изменения психического состояния может происходить при использовании разных ...