Еще больше различий наблюдалось в одних и тех же школах, но в разных классах, где использовались разные методы преподавания. Процент эйдетиков был больше там, где преподавание строилось на наглядности. Это дало основание М. Циллингу утверждать, что процент эйдетиков выше во вспомогательных школах, где принцип наглядности используется гораздо шире, чем в обычных школах. Однако другие исследователи не связывали ярко выраженный эйдетизм с низким интеллектом, а Освальд Кро показал даже, что высокая умственная одаренность также сочетается с эйдетизмом.
Позднее Э.Йенш пришел к выводу, что эйдетизм представляет собой закономерную стадию нормального детского развития и ярче всего проявляется у подростков. Дальнейшие исследования шли по пути выделения среди массы эйдетиков конституционных типов. Были выделены два основных типа.
Т-тип: зрительные образы ближе к послеобразам; малая "интеграция" зрительных образов с обычной психической жизнью; сильная зависимость зрительных образов от физических условий возбуждения органов чувств; от значимости, "интересности" предлагаемой картинки яркость зрительного образа мало зависит; зрительные образы обычно плоские; испытуемые лишь с большим усилием могут изменить зрительный образ при помощи произвольного представления или совсем не могут это сделать; глаза у людей этого типа маленькие, глубоко посаженные, относительно безжизненные, без блеска, без одухотворенного выражения; моторика также мало "интегрирована", она скорее напоминает автомат или машину; в выраженных случаях может наблюдаться особое, натянутое, "перекошенное" выражение лица, известное клиницистам как "титаническое лицо".
Б-тип: зрительные образы близки к образам представлений; характерна "интеграция" зрительных образов с обычной психической жизнью; образы воспринимаются не как чужое, навязанное извне, а как нечто принадлежащее "Я"; качество зрительных образов зависит от длительности запоминания; образ свободно исчезает и появляется, может быть легко изменен при помощи произвольного представления; развивая образ, испытуемые легко продолжают предложенные в образе события, сохраняя при этом цветовую тему и смысл; глаза большие, блестящие, живые, одухотворенные.
Предложенная Марбургской школой теория эйдетизма не укладывалась в общепринятую в то время схему Карла Ясперса.
По этой причине многие психологи, работающие в рамках схемы К.Ясперса, отрицали специфичность эйдетических феноменов. Однако самую большую критику вызвало учение Э.Йенша о типах. Именно поэтому в СССР эйдетизм считали "вредной теорией", а Э.Йенша называли "наиболее ярким представителем фашистской психологии". Считалось, что работы Марбургской школы носят "черты ползучего эмпиризма или делают лже-научные реакционные выводы".
С другой стороны, большой интерес к работам Марбургской школы проявил Л.С.Выготский, высоко ценивший Э.Йенша как исследователя-экспериментатора. По его мнению, "изучение Э.Йеншем памяти может служить образцом . экпериментальной философии, проникающей в психологические исследования"[1]. В своей лаборатории в Психологическом институте в Москве он повторил эксперименты Э.Йенша. Особое значение он придавал опыту по разрешению задачи В.Келера чисто сенсорным путем. В. Келер, экспериментально изучая интеллект человекообразных обезьян, ставил их в условия, когда обезьянам приходилось использовать орудие (палку), чтобы добиться цели (достать плод). Э. Йенш, а вслед за ним и Л.С. Выготский, в опытах с эйдетиками показали, что реально выполняемое обезьяной движение замещается у эйдетиков смещением объектов лишь в зрительном поле. Тем самым можно было говорить о единстве сенсорных и моторных процессов в данной интеллектуальной операции.
В специально посвященной эйдетизму главе в работе "Основные течения современной психологии" Л.С. Выготский так определяет сущность этого явления: это способность "видеть, в буквальном смысле слова, на пустом экране отсутствующую картину или предмет .". Л.С.Выготский разделяет мнение О. Кро, что для детей Средней Европы доля явно выраженных эйдетиков составляет около 40%, а если в число детей-эйдетиков включать детей с латентной, т.е. скрытой эйдетической формой, доля эйдетиков составит почти 100 %.
Еще по теме:
Проблемы внебрачных отношений
Секс в нашем обществе является темой, которую никак нельзя избежать. Сегодня он превращен в один из величайших соблазнов для молодёжи. С самого детства восприятие секса формируется под влиянием музыки, видео, журналов, рекламы, фильмов, т ...
Конструирование гендерных установок в лесбийской субкультуре
На данный момент в России нет широкого институциализированного лесбийского движения. В конце 1989 г. в Москве была создана первая «Ассоциация сексуальных меньшинств (Союз лесбиянок и гомосексуалистов)». В 1991 году создается неофициальная ...
Религиозный конфликт
Под религиозным конфликтом мы понимаем противостояние представителей различных вероисповеданий или противоборство внутри одной конфессии, в основе которого лежит нетерпимость к инакомыслию. Религиозная нетерпимость выражается в самых разл ...
Навигация