Учение о способностях души

Страница 1

Важнейший раздел в общей системе представлений Аристотеля о душе составляет его учение о способностях души. Существенным в этом учении является то, что в нем выражен новый взгляд на строение души и соотношение основных ее свойств. В отличие от Платона, разделявшего душу на две противостоящие друг другу части (высшую и низшую), Аристотель считает, что душа едина, неделима, но (6, Луч 56) существует три вида души – растительная, животная и разумная. Каждая из них обладает определенными функциями или способностями. (7, Марц 57)

Растительные способности обеспечивают питание и рост организмов, их размножение, а также являются основой, на которой возникают и развиваются чувствующие способности души. (6, Луч 57) Животная душа обладает кроме вышеупомянутых еще четырьмя функциями – стремлением (чувствами), движением, ощущением и памятью. А разумная душа, которая есть только у человека, обладает еще и способностью к мышлению, (7, Марц 57) на основе которого формируются понятия и ум. (6, Луч 57)

Каждая более высокая форма души надстраивается над предыдущей, приобретая те функции, которые ей были присущи. Поэтому если у растительной души всего две функции, то у животной – шесть, а у разумной – семь. (7, Марц 57) Именно поэтому душа человека определялась Аристотелем как то, чем человек питается, чувствует и мыслит. Животным присуща только чувствующая способность, включающая в себя и растительные функции, причем у низших животных чувствительность может быть представлена только осязанием, у высших же животных – всеми видами ощущений. На уровне растений душа ограничена растительными способностями, которые у человека и животных выступают как низшие органические функции души.

С одной стороны, отдельные способности души выступают как последовательные этапы ее эволюции, а с другой – развитие индивидуальной человеческой души представлялось Аристотелю как повторение этих стадий эволюции. Развитие души в онтогенезе представляет собой постепенный переход и преобразование низших способностей в высшие.

Из учения о трех основных способностях души вытекают и педагогические задачи, которые сводились Аристотелем к развитию этих трех способностей. Развитие растительных способностей формирует у человека ловкость тела, силу мышц, нормальную деятельность различных органов, общее физическое здоровье. Благодаря развитию чувствующих способностей у человека формируется наблюдательность, эмоциональность, мужество, воля и т. д. Развитие разумных способностей ведет к формированию у человека системы знаний, ума и интеллекта в целом. (6, Луч 57-58)

Понятие о способности, введенное Аристотелем, было важным новшеством, навсегда вошедшим в основной фонд психологических знаний. Оно разделяло возможности организма, заложенный в нем психологический ресурс и его практическую реализацию. (8, Мор 21)

В главах девятой и десятой книги третей своей концепции Аристотель определяет животную душу двумя способностями: суждением и пространственным движением. К последней из которых мы сейчас и обратимся.

В девятой и десятой главах третей книги трактата «О душе» Аристотель касается проблемы движения. В начале девятой главы он задается такими вопросами как:

· Чем движущее начало оказывается для души?

· Является ли это начало какой-нибудь одной частью души, отделенной либо пространственно, либо мысленно, или всей душой?

· Что представляет собою пространственно движущее начало у животного?

Касаясь вопроса о движении в пространстве, Аристотель рассуждает о том, что движет животное при хождении. Очевидно, что это не растительная способность, так как движение всегда целенаправленно и сопровождается «образом или стремлением». То есть, не стремясь ни к чему, животное не приходит в движение (исключением является принуждение к действию). А иначе растения были бы способны к движению и обладали бы органом для этого движения. Аналогично ощущающая способность не может производить движения в пространстве. Но движущим началом не может быть также логическая способность и так называемый ум. Кроме того, движение всегда свойственно тому, кто «или стремится уйти или достигнуть». Более того, когда «ум и рассудок подсказывают избежать чего-нибудь, человек не действует соответствующим образом, а поступает согласно желанию, подобно невоздержанному человеку». Люди во многих обстоятельствах вопреки предписаниям разума следуют за образами своей фантазии. Но главной детерминантой такого движения является не влечение. «Ведь владеющие собою люди, хотя могут иметь влечение к чему-нибудь, но совершают действия не под влиянием влечения, а следуют предписаниям ума. Следовательно, желание не может объяснить целеустремленное действие, по крайней мере, не полностью.

Страницы: 1 2

Еще по теме:

Личность и формирование личности
Личность - система социально значимых качеств индивида, мера овладения им социальными ценностями и его способность к реализации этих ценностей [1, с.257]. Формирование личности предполагает развитие процесса целеобразования и соответстве ...

Общие представления о структуре языкового знания
Уже Ф. де Соссюр говорил о том, что язык образуется в голове человека суммой всех словесных образов, общих для коллектива говорящих, и подчеркивал, что такая совокупность – «это клад, практикой речи отлагаемый во всех, кто принадлежит к о ...

Оценка и самооценка в обучении
Оценка[1] - установление степени выполнения школьниками задач, поставленных перед ними в процессе обучения, уровня их подготовки и развития, качества приобретенных знаний, сформированных умений и навыков. Употребляется в трех основных зн ...