Учение о способностях души

Страница 2

Таким образом, разумно установить две способности, являющиеся движущими силами – это стремление и ум. Обе они обуславливают движение в пространстве, а именно деятельный ум, направленный на известную цель (от теоретического ума он отличается целенаправленностью). Всякое стремление также появляется ради чего-нибудь, следовательно, «предельная цель и есть источник деятельности».

Таким образом, Аристотель говорит, что правильно считать движущими силами эти две способности – стремление и практический ум. Желаемое представляет исходную точку для практического ума. И воображение, когда приводит в движение, также не движет без стремления. Несомненно, «приводящий в движение предмет стремления – един». Ведь если приводить в движение две способности – ум и стремление, то они будут делать что-либо сообразно общей цели. Теперь ясно, что ум не приводит в движение без стремления. Ведь «воля – есть стремление». Осмысленное движение осуществляется сообразно волевому решению. Между тем, «стремление движет вопреки разуму, ведь желание есть некое стремление». При этом ум всегда действует правильно, а стремление и воображение – то правильно, то неправильно. Поэтому приводит в движение всегда предмет стремления.

Итак, ясно, что приводит в движение такая способность души, которая называется стремлением. Между тем, способность стремления, как таковая, в качестве движущего начала, по роду едина. На первом же месте стоит предмет стремления (который и движет, будучи неподвижным в силу того, что он мыслится или воображается).

Следует также отметить, что существует три компонента движения: во-первых – движущее, во-вторых – то, чем производится движение, и в-третьих – приведенное в движение. Движется то, что стремится, и стремление представляет собой движение. Орган, которым стремление осуществляет движение, есть нечто, связанное с телом. Движущее при помощи органа есть то, у чего начало совпадает с концом. «Все движется толчком и притяжением; поэтому необходимо, чтобы как в круге, нечто пребывало неподвижным и отсюда начиналось бы движение». Поскольку животное обладает способностью стремления, постольку оно приводит само себя в движение. (2, Ар 103-108)

Таким образом, по Аристотелю, стремление и практический ум играют обязательную роль в объяснении движения и формировании целеустремленного поведения.

Фундаментальные проблемы психологии

В рассмотренной части концепции «О душе» Аристотель касается следующих проблем:

· проблема структуры движения

· проблема соотношения души и движущего начала

· роль растительной, ощущающей и логической способностей в формировании движения

· проблема желаний

· проблема воображения, целесообразности движения

· проблема стремления

· проблема единства ума и тела

· проблема воли

Страницы: 1 2 

Еще по теме:

Стадии психологического развития сознания человека
От рождения до зрелости человек проходит сложный путь психического развития. Существует большое количество подходов к проблеме развития психики ребенка. Рассмотрим характеристики психологического содержания стадий, выделенных А.Н. Леонтье ...

Экспериментальное исследование структуры отцовства
Исследование структуры феномена отцовства проводилось в соответствии с разработанной нами в процессе теоретического анализа феномена моделью структуры отцовства и выдвинутой гипотезой. Исследование проходило в городе Кызыле, с ноября 200 ...

Роль отца в воспитании ребенка
В настоящее время, в силу сложных социально-экономических условий, отец в семье чаще является источником финансовой поддержки семьи. В связи с этим все больше и больше отцов передают свои воспитательные функции жене, членам семьи. Раньше ...