Описание методики исследования

Как показал анализ литературы, существуют различные подходы к изучению представлений людей о партнёрах по общению. Мы в нашем исследовании применялся вариант методики Будасси, которая разработана для изучения самооценки и критичности человека.

В данной методике используется список 54 характерологических качеств, которые были отобраны автором, как наиболее значимые, при оценке человека (см. Приложение).

В исследовании принимало участие 30 девушек и 28 юношей, учащихся в 10-11 классах (средний возраст 15-16 лет). Исследование проводилось в 4 этапа.

На первом этапе испытуемые рисовали портрет идеального партнёра противоположного пола, с которым им интересно и хочется общаться. Давалась следующая инструкция: "Внимательно прочитайте список качеств. Выберите из них 15-20, которые характеризуют ваше представление об идеальном партнёре (юноше/девушке), то есть о человеке, с которым вам интересно и хочется общаться. Запишите их в бланк".

На втором этапе исследования испытуемые создавали портрет антиидеального партнёра по общению, то есть такого человека, с которым не хочется, не интересно общаться. Давалась следующая инструкция: "Ещё раз просмотрите список качеств и выпишите на отдельный бланк те, 15-20, которые характеризуют ваше представление об антиидеальном партнёре по общению, то есть юноше (девушке), с которым вам не хотелось бы общаться".

На третьем этапе испытуемые строили портрет реального партнёра по общению, то есть давали характеристику юношам/девушкам, с которыми им реально общаются. На этом этапе давалась следующая инструкция: "Внимательно просмотрите ваши списки идеальных и антиидеальных партнёров по общению и подчеркните те качества, которыми обладают юноши (или девушки) с которыми вам реально приходится общаться".

На четвертом этапе мы пытались выяснить, представляют ли девушки и юноши, какие требования к ним, как участникам общения, предъявляют представители противоположного пола. Юношам давалась следующая инструкция: "Просмотрев список 54 качеств, выберите из них те, которые наиболее точно характеризуют идеального юношу с точки зрения девушек. Запишите их в бланк ответа". Девушки получали следующую инструкцию: "Просмотрев список 54 характерологических качеств, выберите из него те, которые наиболее точно описывают идеальную девушку с точки зрения юношей. Запишите их в бланк ответа".

После проведения экспериментов данные обрабатывались отдельно для юношей и отдельно для девушек. Подсчитывались коэффициенты критичности и отношения к партнёрам противоположного пола. Вычислялась частота встречаемости отдельных качеств в идеальном, антиидеальном и реальном портрете личности. При обработке результатов использовались следующие показатели: среднее арифметическое, коэффициент вариации, ранговый коэффициент корреляции Спирмена. Для оценки статистической значимости коэффициентов корреляции и оценке значимости различий средних показателей использовался критерий Т-Стьюдента для независимых выборок. Полученные данные, представлялись в таблицах. Обратимся к анализу результатов эмпирического исследования.

Еще по теме:

Стресс, причиной которого является школьная система
Интересный принцип анализа школьной системы предлагают Льюис и Перки (1978). Они вводят понятия «школа-семья» и «школа-фабрика», противопоставляя их как в плане общей атмосферы и организации, так и в плане образа жизни и характера Я-конце ...

История возникновения анималотерапии
Можно сказать, что одним из источников развития анималотерапии была натуртерапия. Но надо заметить, что целесообразность выделения лечебного влияния природы в качестве самостоятельного психотерапевтического метода признается не всеми. Д. ...

Факторы риска развития пограничных психических расстройств в детском возрасте
Ряд работ последнего времени посвящен выделению факторов риска возникновения клинически выраженных пограничных психических расстройств у детей и подростков (Бадалян О.А., 1984; Башина В.М., Проселкова М.Е., 1994; Вейн А.М., 1998; Горькова ...