Особенности неполной семьи

Страница 6

3) третий тип связан с созданием у детей представлений об отце как о человеке, у которого есть определенные достоинства и недостатки. Это самый трудный подход в воспитании, который может выбрать мать, так как требует от нее мудрости, терпения и самоконтроля. Однако он наиболее эффективный и психологически оправданный [Спиваковская А.С., с. 125].

Итак, для полноценного развития детям необходимо видеть перед собой пример добрых, уважительных взаимоотношений между обоими родителями. Причем роль каждого взрослого в этом взаимодействии различна: мать обеспечивает базовое доверие к миру, отец - связь с этим миром. Отсутствие такого примера, бесспорно, оказывает влияние на развитие личности ребенка в целом. Часто это приводит к нарушениям детской психики: чрезмерной пассивности или повышенной возбудимости, нарушению сна и др. У многих детей формируется заниженная самооценка. Эмоциональная нестабильность, отсутствие отца как образца идентификации, отклонения от нормы с точки зрения социальных ожиданий приводят к нарушениям в развитии самосознания ребенка.

Таким образом, анализ научной психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, позволил нам сделать следующие выводы.

Представления ребенка о роли мужчины в семье проявляются, закрепляются и корректируются в процессе жизнедеятельности.

Семья является для ребенка самым важным и влиятельным фактором социализации. Каждый тип семьи имеет свои специфические особенности, связанные с характером внутрисемейных отношений, что не может не сказаться на развитии психики ребенка и формировании его личностных качеств.

Роль родителей очень многопланова и отражается на формировании личности ребенка уже в раннем детстве. Процесс половой идентификации, т.е. осознание ребенком своей половой принадлежности и приобретения психических особенностей и поведения, характерных для представителей определенного пола, во многом зависит от полноты состава семьи и от того, насколько сильно влияние матери или отца на формирование у ребенка жизненных и ценностных установок. Именно в условиях семейного воспитания дети получают первый опыт личного поведения, эмоционального реагирования на различные ситуации, переживания и проявления различных чувств, учатся познавать окружающий природный и социальный мир, организовывать свой быт, эффективно участвовать в межличностном и межполовом общении.

Структура неполной семьи (родитель и ребенок) оказывает негативное влияние на развитие ребенка. Отсутствие одного из родителей приводит к нарушениям психического (умственного) развития ребенка, снижению его социальной активности, деформациям личности, а также, к различным отклонениям в поведении и в состоянии психического здоровья. Дети из неполных семей чаще других страдают разного рода нервными расстройствами, что ведет к стойким нарушениям их физического и психического здоровья. Как у мальчиков, так и у девочек из неполной семьи чаще проявляются повышенная возбудимость и неустойчивость настроения, конфликтность, упрямство и негативизм. У детей закрепляются модели неблагополучного и противоречивого поведения, в которых важную часть составляют низкая самооценка, депрессия и нарушенные отношения со сверстниками.

Дефицит влияния одного из родителей (чаще всего это мужчина) отрицательно сказывается на процессах социализации и поло-ролевой идентификации ребенка.

На основании сделанных выводов, мы можем сделать следующее предположение. Представления о роли мужчины у детей в семьях с различной структурой будут иметь отличия на когнитивном, эмоциональном и поведенческом уровнях. Данное предположение нам предстоит проверить эмпирическим путем.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 

Еще по теме:

Понятие, проблемы, причины стресса
Понятие “стресс” уже прочно вошло в нашу повседневную жизнь, однако, как правило, мы используем это слово только в отрицательном значение. Стресс - это состояние, которое далеко не всегда наносит ущерб. При более детальном рассмотрении ок ...

Подростковый возраст и его специфика
Подростковый период – это переходный этап от детского развития к взрослой стадии онтогенеза. Определим возрастные рамки этой стадии, т.к. терминология в области взросления несколько запутана, например, в толковом словаре В.И. Даля подрос ...

Интероцептивная экспозиция
Целью интероцептивной экспозиции является уменьшение боязни специфиче­ских физических ощущений путем повторной и систематической экспозиции к ним. Это достигается упражнениями, вызывающими ощущения, сходные с пани­ческими симптомами, напр ...