Проблема стресса в психологии

Страница 1

Стресс - пожалуй, самая распространенная из причин нашего неблагополучия. Об этом говорим мы сами, об этом твердят газеты и журналы, на этом настаивают ведущие телепрограмм, к этому сводится большинство объяснений тех или иных расстройств, неудач и страданий современного человека. Если обратиться к значению этого слова, то мы обнаружим простой его перевод (с английского) - напряжение. Именно в этом значении и ввел его в обиход канадский ученый Ганс Селье

, в 1936 году

обративший внимание на то, что организм в ответ на любое требование среды реагирует напряжением.

Можно вспомнить об адаптивном - и, следовательно, естественном, нормальном - характере этой реакции, о том, что стресс бывает положительным - положительные впечатления и несильные переживания вызывают сравнительно слабую мобилизацию организма (эустресс

), а бывает негативным - патологическим, ведущим к различным заболеваниям, физическим и душевным (дистресс

). Можно выяснить, что среди наиболее мощных стрессогенных (вызывающих стресс) факторов находятся смерть родственника, развод, тюремное заключение, тяжелая болезнь, а также - парадоксальным образом - свадьба, рождение ребенка, повышение по службе.

Стресс – это не то, что происходит в нашей жизни, но то, как мы воспринимаем происходящее. То, что воздействует на человека, называется стрессором, и их есть множество. Стресс возникает тогда, когда реакция человека становится настолько сильной, что выходит из под контроля. Иногда она проявляется неординарно, иногда может сдерживаться, и проявляться в изменённом поведении.

Стресс - это неспецифическая реакция, то есть его причиной может быть фактически что угодно - начиная от техногенной катастрофы заканчивая упавшей на голову капли дождя. Тот же Ганс Селье уточнил: "Стресс - это не то, что с вами случилось, а то, как вы это воспринимаете”.

Каждый переживаемый стресс проходит три стадии:

1. Возбуждения. В этот момент гормоны из надпочечников (адреналин и норадреналин) поступают в большом количестве в кровь, стимулируя работу всего организма. При этом повышается артериальное давление, учащается сердцебиение, увеличивается сахар крови, усиливается потоотделение, становится чаще дыхание. Если стрессор не вызывает состояния близкого к шоку, то в этот период значительно возрастает сила и выносливость. Человек в состоянии стресса может проявить такие способности, которые в обычной ситуации были бы невозможны.

2. Напряжения. В этот период организм работает с повышенной активностью. Длительность этой стадии зависит от силы стресса и его продолжительности, а также от внутренних резервов организма. Если человек находится длительное время в состоянии стресса (месяцами, годами), тогда его организм испытывает постоянное напряжение, что выливается в болезнь. Острый стресс может вызвать или спровоцировать болезнь, но хронический, по всей вероятности, более опасен, так как постепенно подтачивает жизненные силы, разрушая здоровье.

3. Истощения. Испытав сильное волнение, всплеск эмоций, или особую физическую нагрузку, человек вскоре ощущает усталость. Организм работал с большой активностью, было потрачено много энергии –

наступает истощение организма.

Причиной напряжения и психологического стресса могут выступать не только внешние факторы, но и внутренние, а последние, в свою очередь, могут иметь как вполне осознаваемый характер, так и бессознательный. Психологический стресс может проявляться в изменениях различных функциональных систем организма, а интенсивность нарушений может варьировать от небольшого изменения эмоционального настроения до таких серьезных заболеваний, как язва желудка или инфаркт миокарда.

Существует несколько способов классификации стрессорных реакций, но для психологов наиболее перспективным является разделение их на:

§ Поведенческие;

§ Интеллектуальные;

§ Эмоциональные;

§ и физиологические проявления стресса.

Ранее подобная классификация реакций организма была применена при изучении состояния тревожности, которая часто сопутствует психологическому стрессу. Так, Nutt D.J. выделяет четыре компонента, играющих важную роль при формировании состояния тревожности:

¾ настроение (например, волнение);

¾ когнитивную сферу (неприятные воспоминания, построение негативных прогнозов);

¾ физиологические проявления (тахикардия, потоотделение, тремор);

¾ поведенческие реакции.

В соответствии с этим подходом мы также будем отдельно рассматривать поведенческие, интеллектуальные, эмоциональные и физиологические проявления стресса, естественно, понимая, что между этими формами проявления стресса существуют тесные объективные взаимосвязи.

Ø Особенности проявления стресса и сопутствующие с ним поведенческие изменения.

Нарушения психомоторики могут проявляться:

Страницы: 1 2 3 4 5

Еще по теме:

Пограничные психические расстройства, развивающиеся у подростков с девиантным поведением в условиях семейной депривации
В данной главе представлен клинико-психопатологический анализ связи психических и поведенческих расстройств с аномальными семейными отношениями и условиями семейной депривации у детей с безнадзорностью и асоциальными формами поведения (во ...

Понятие зависимость
Аддиктивное поведение (зависимое) характеризуется стремлением к уходу от реальности посредством изменения своего психического состояния. Уход от реальности путём изменения психического состояния может происходить при использовании разных ...

Функции семьи и их взаимосвязь
Основное назначение семьи - удовлетворение общественных, групповых и индивидуальных потребностей. Являясь социальной ячейкой общества, семья удовлетворяет ряд его важнейших потребностей, в том числе и в воспроизводстве населения. В то же ...