Типы жизненных стилей личности

Страница 1

А. Адлер предложил следующую классификацию жизненных стилей:

Управляющий тип. Самоуверенные, напористые, с незначительным социальным интересом. Они активны, но не в социальном плане. Установка - превосходства (пример - юные правонарушители, наркоманы).

Берущий тип. Личность относится ко всему миру паразитически. Нет социального интереса. Главное - получить от других как можно больше.

Избегающий тип. Нет ни достаточного социального интереса, ни активности, необходимой для решения своих проблем. Они больше опасаются неудачи, чем стремятся к успеху.

Социально-полезный тип. Это воплощение зрелости. (высшая степень социального интереса - это высший уровень активности). Заботлив о других и заинтересован в общении с ними. Воспринимает 3 основные жизненные задачи - работу, дружбу, любовь.

Адлер проводит различие между психотерапией и консультированием. Он считает, что психотерапия - имеет целью изменение стиля жизни, а психологическое консультирование– изменение поведения при существующем стиле жизни.

Итак, жизненный стиль личности складывается из того каким образом сочетаются в человеческой личности две движущие силы – стремление к превосходству и социальный интерес. Представим себе две оси координат. Пусть осью Y будет величина стремления к превосходству, а осью Х - величина социального интереса. Таким образом, образуются 4 квадрата.

Первый из них - верхний правый – соответствует реальной компенсации: высокое стремление к превосходству и высокий социальный интерес. Это в высшем понимании этого слова “нормальные” люди. Они успешно справляются со всеми задачами жизни. “Представим себе человека, - пишет А. Адлер, - чья любовная жизнь – это интимное и многостороннее взаимодействие, чья работа приводит к полезным результатам, у кого много друзей, а контакты с другими обширны и плодотворны”.

Противоположный этому квадрат – нижний, левый – это так называемые “ненужные, никчёмные люди”. У этих людей на низком уровне находится и стремление к превосходству и социальный интерес. Это абсолютные аутсайдеры. Такие люди задают миру только один вопрос: “Что я могу получить от жизни”? и они совершенно не понимают, что значит дружить и сотрудничать с другими людьми.

Третий квадрат - нижний, правый – это так называемые «пустые делатели добрых дел». Люди с высоким социальным интересом, но с неразвитым стремлением к превосходству. Они не заботятся о собственном развитии, а поэтому не знают, что является благом для другого, иными словами, что будет способствовать развитию ближнего, а что, наоборот, мешать ему. «Они не понимают, как творить добро, поэтому их социальный интерес бесплоден», а часто и вреден окружающим. И наконец, последний, квадрат - верхний, левый. Это типичная псевдокомпенсация. Сюда относятся люди с сильным стремлением к превосходству, но с нулевым или отрицательным социальным интересом. «Это те люди, которые стремятся к превосходству, но по каким-то причинам не могу идти по пути прямой борьбы с трудностями, а посему выбирают пути окольные». Такой человек чувствует себя слабым, но вместо того, чтобы становится реально сильнее – он пытается создать вокруг себя обстоятельства, в которых он только лишь почувствует себя сильным.

Жизненный стиль «реальная компенсация» предполагает:

нахождение позитивных способов удовлетворения своего стремления к превосходству;

выраженный социальный интерес в его положительной окраске, то есть стремление к контакту с себе подобными и получение пользы и удовлетворения от этого контакта;

успешное решение индивидом всех трех жизненно важных проблем;

Жизненный стиль «ненужные, никчемные» предполагает:

неразвитый социальный интерес;

отсутствие стремления к превосходству;

сниженные стремления в отношении окружающих людей, себя, своей реализации;

нечеткие жизненные цели, ориентация на общие правила и жизненные установки.

Жизненный стиль «пустые делатели добрых дел» предполагает:

развитый социальный интерес;

отсутствие стремления к превосходству, как в положительном, так и в отрицательном ключе;

не сформировано стремление к изменению себя, развитию своих способностей и компенсации своих слабостей;

решение проблемы коммуникации и взаимодействия с другими часто носит негативный оттенок, так как люди не умеют реализовать себя на благо окружающих и, как следствие, не получают отдачи;

та же негативная тенденция наблюдается и в решении двух других жизненно важных проблем: не использование своего потенциала приводит к негативным результатам.

Страницы: 1 2

Еще по теме:

Стресс и его последствия
Если бы стресс ограничивался только дискомфортными ощущениями — увеличением мышечного напряжения, потоотделения, одышкой или состоянием беспокойства, это уже негативно сказывалось бы на человеке. К сожалению, хронические стрессы также при ...

Профессиональное саморазвитие педагога как условие развития личности педагога
Утверждение К. Д.Ушинского о том, что педагог живет до тех пор, пока учится, в современных условиях приобретает особое значение. Сама жизнь поставила на повестку дня проблему непрерывного педагогического образования. А.Дистервег писал, им ...

Интеллект: определения, и классификация
В истории психологических исследований проблема интеллекта, являясь, с одной стороны, наиболее изучаемой и распространенной (ей посвящено наибольшее количество работ), с другой стороны, остается самой дискуссионной. Так, например, до наст ...