Как показывает практика, лишь незначительная часть пациентов отделения детоксикации, соглашается на дальнейшее участие в длительных реабилитационных программах и пациенты, не обладая необходимыми знаниями и навыками для поддержания трезвости и чистоты от наркотиков, даже при наличии мотивации обычно через некоторое время вновь возвращаются к употреблению ПАВ. Поэтому основной психотерапевтической задачей раннего этапа реабилитации является усвоение и когнитивная проработка информации о характере течения болезни и об особенностях процесса выздоровления с целью мотивации к участию в длительном реабилитационном процессе.
Успех лечения в наркологии во многом зависит от желания пациента отказаться от употребления наркотиков и изменить свой образ жизни. Если желание измениться у пациента отсутствует, то усилия специалистов, направленных на достижение ремиссии, могут быть растрачены впустую.
Желание, которое побуждает человека стремиться к его реализации, приходит изнутри, а не извне.
Для стимуляции изменений в мотивации пациента мы использовали следующие стратегии:
1) предоставление и когнитивная проработка информации (здесь решающее значение имеет способ подачи информации);
2) оценка субъективно воспринимаемых выгод приема наркотика и проблем, связанных с его употреблением;
3) оценка возможных сложностей и преимуществ, связанных с отказом от наркотика;
4) анализ противоречий между желанием продолжать употребление и желанием выздоравливать;
5) будущее и настоящее — выявление контраста между сегодняшним поведением пациента и его планами на будущее;
6) размышление над возможными будущими переменами.
Следует отметить, что простого предоставления информации недостаточно. В силу выраженной тенденции к отрицанию болезни и сформировавшейся в процессе употребления ПАВ системы психологических защит, наркозависимые склонны к вытеснению или искажению получаемой информации. Поэтому уже на этом этапе необходимо проводить целенаправленную психотерапевтическую работу по снятию психологических защит. Реализацию данных целей могут обеспечивать психотерапевтические группы с применением рисуночных методик.
Поэтому нами была разработана специальная групповая психотерапевтическая программа с применением рисуночных методик. Содержание предлагаемой программы определяется задачами ранних этапов реабилитации. При ее составлении мы учитывали также то, что больные, поступающие в отделение детоксикации, различаются по уровням мотивации, и лишь немногие пациенты имеют интегрированную внутреннюю мотивацию к отказу от ПАВ. Поэтому мы включили в программу рассмотрение задач долечебного периода.
Каждый сеанс строился с учетом необходимости выполнения нескольких психотерапевтических задач:
• побуждение к размышлениям об отказе от употребления наркотиков и изменении своего образа жизни (для маломотивированных пациентов);
• помощь в принятии решения (для амбивалентных пациентов);
• осознание болезни и необходимости участия в длительном реабилитационном процессе для достижения устойчивой ремиссии (для мотивированных пациентов).
Психотерапевтические техники, применяемые для осуществления мотивационных стратегий и работы над осознанием болезни, могут варьироваться в зависимости от возникающих проблем и решаемых задач.
Нами применялись следующие психотерапевтические техники:
· Разъяснительная психотерапия — предоставление необходимой информации в наиболее простой и доступной для усвоения форме с использованием примеров, схем и рисунков и максимальным вовлечением пациентов в ее обсуждение.
Еще по теме:
Личностно-мотивационные предпосылки принятия субъектом условий
неопределенности
Субъект сталкивается с условиями неопределенности чаще всего в ситуации выбора или принятия решений (ПР). В отечественных исследованиях было показано, что в условиях неопределенности увеличивается выраженность познавательной ориентировки ...
Понятие о представлении, механизмы возникновения представлений
Представление — это психический процесс отражения предметов или явлений, которые в данный момент не воспринимаются, но воссоздаются на основе нашего предыдущего опыта.
В основе представления лежит восприятие объектов, имевшее место в про ...
Развитие внимания умственно отсталых школьников
Под вниманием понимают направленность психической деятельности человека, ее сосредоточенность на объектах, имеющих для личности определенную значимость. Внимание может быть направленно как на объекты внешнего мира, так и на собственные мы ...
Навигация