· Рисуночные методики помогают преодолеть сопротивление пациента и на уровне художественных метафор выявить психологические защиты и проработать отрицание болезни.
· Гештальт-терапия, предназначенная для преодоления анозогнозии и углубления осознания болезни и связанных с ней проблем, а также для отработки необходимых навыков профилактики срыва.
Применяемые техники не являются неизменным набором средств, могут применяться в произвольном порядке, а также видоизменяться специалистами при условии их соответствия основным целям психотерапии. Так как пациенты подключаются к работе в группе по мере стабилизации физического состояния. темы занятий подобраны таким образом, чтобы пациент мог начать работать в группе в любой день без потери им смысловых связей между сеансами. Для этой же цели нами было разработано насколько вариантов упражнений для разбора одной темы.
При оценке эффективности прохождения групповой психотерапии мы используем принцип последовательного формирования изменений. Результаты, которые мы ожидаем получить в процессе групповой психотерапии, отличаются для пациентов с различными уровнями мотивации к отказу от ПАВ. Для мотивированных пациентов - это интеграция в длительные реабилитационные программы. Для маломотивированных - это позитивные сдвиги в мотивации.
Основные темы и упражнения, рекомендуемые для сеансов групповой психотерапии на ранних этапах реабилитации:
Тема I. Диагностическая презентация (подробное описание смотри в приложении 1).
Упражнения:
1) Проективный рисунок на тему «Я и моя болезнь». Объяснение и интерпретация рисунков участниками группы.
2) Проективный рисунок на тему «Я и мое выздоровление». Подробное описание смотри в приложении 1.
3) Обобщенный портрет наркомана.
4) Проективный рисунок «Состояние группы»
Тема П. Мотивационный тренинг (подробное описание смотри в приложении 2).
Упражнения:
1) «Для кого ты отказываешься от наркотиков».
2) Проективные рисунки на общем листе на темы: «Что мне нравилось в употреблении наркотиков?» «Что мне не нравилось в употреблении?»
3) "Будущее, настоящее, прошлое".
Тема Ш. Общие темы (подробное описание смотри в приложении 3).
Упражнения:
1) "Метафорический автопортрет" или "Гербы и символы моей души".
2) "Линия жизни".
3) "Работа с чувствами" (страх, злость и т. д.).
Так же рекомендуется использование техники направленной визуализации.
Выбор конкретного упражнения определяется психотерапевтическими целями сеанса, индивидуальными предпочтениями ведущих и особенностями сопротивления и мотивации пациента.
Таким образом, на начальном этапе психотерапии необходимо произвести всестороннюю оценку мотивации пациента, а затем стимулировать изменения в мотивации посредством психотерапевтических групп с применением рисуночных методик, так как данный метод обеспечивает подросткам большую безопасность и психологическую защищенность благодаря невербальным коммуникациям, в том числе с опорой на визуальные образы. В оптимальном случае период ранней реабилитации заканчивается интеграцией пациента в длительные реабилитационные программы, например, в психотерапевтическую группу, работающую с применением программы «12 шагов».
Еще по теме:
Отечественные подходы к изучению проблемы личности в психологии
Подход С.Л. Рубинштейна
Первый подход характеризуется достаточно широким кругом явлений, относимых к психологии личности. Этот подход представлен и реализован в трудах С.Л. Рубинштейна и его последователей, в частности в работах Е.В. Шор ...
Специфика психического развития
В случаях, когда происходят существенные изменения в структуре и свойствах явления, мы имеем дело с развитием. Развитие, прежде всего, характеризуется качественными изменениями, появлением новообразований, новых механизмов, новых процессо ...
Способности, задатки и индивидуальные различия
Исследуя развитие способностей, ученые долгое время отталкивались от теории врожденных свойств или задатков. В качестве доказательства врожденности способностей обычно указывают на факты индивидуальных различий, проявляющихся в детском во ...
Навигация