Природа гипноза

Информация о психологии » Природа гипноза

Страница 5

Иными словами, вновь, как и во времена Месмера, случаи исцеления не отрицаются, но причину их видят не в научности метода, а в "магизме" личности исполнителя и внушаемости пациента. И гипноз постепенно вытесняется из медицины, уже почти закрепившись в ней.

Бытует такая история о роли гипноза в создании психоанализа Фрейда.

Фрейд присутствует в одной из комиссий, которая проверяет работы по изучению и лечебному применению гипноза Шарко (Шарко занимался не только гипнозом, а был к этому времени уже всемирно известным ученым в области патологической морфологии и анатомии мозга). Комиссия проанализировала экспериментальную и лечебную работу Шарко, признала, что гипнотерапия в таком виде может применяться (при некоторых оговорках), но один старичок "уперся" и Щарко решил продемонстрировать на нем эффект так называемого постгипнотического внушения.

Есть такие действия, которые внушаются под гипнозом, а человек потом, "проснувшись", начинает их делать, будучи уверенным, что он делает это по собственному желанию.

Сильно внушаемого или прошедшего специальную обработку человека можно "запрограммировать" кого-то возненавидеть, убить, украсть. При этом он будет уверен, что выполняет собственные желания. В этом отношении гипноз является очень опасным оружием.

Итак, Шарко якобы попробовал тут же продемонстрировать эти возможности гипноза.

Он ввел Фому неверующего в гипнотическое состояние и начал внушать: "По моему приказу вы проснетесь, встанете с дивана, возьмете зонтик, выйдете на улицу, откроете зонтик (а дождя не было), пройдетесь под нашими: окнами, вернетесь и опять сядете за стол". Тот действительно все так и сделал, только зонтик не открыл, хотя взял его. Когда он вернулся, все члены комиссии смеются и спрашивают его: "Зачем вы вышли ли?" Он говорит: "Мне стало душно". - "А зонтик вы зачем взяли?" - "Это моя привычка, я пожилой человек, боюсь простудиться". Итак, человек действовал не по своей воле, но не только не понял этого, но даже нашел своему поведению вполне логичные объяснения.

Говорят, что тут Фрейда и осенило, что наше сознание ищет и успешно находит объяснение тем поступкам, на которые нас толкнули какие-то совершенно другие, не осознаваемые нами причины. Хотя думается, что мысль о недооцениваемой силе влияния бессознательного на наше поведение постепенно выкристаллизовывалась у Фрейда в результате практического опыта работы с гипнозом, однако, как иллюстрация "хитростей" нашего бессознательного, эта история вполне подходит.

Фрейд говорил, что человек не может быть психоаналитиком самому себе, потому что мы больше всего врем самим себе. (Позже он назовет это механизмами психологической защиты, а его дочь Анна Фрейд их четко классифицирует).

Но пришел он к этим выводам именно в процессе работы с гипнозом. Фрейд достаточно долго и высокопрофессионально применял его и тщательно анализировал все эффекты его воздействия на пациентов. В частности, его очень интересовали, так называемые трансовые состояния различной глубины.

Трансовые состояние нам хорошо знакомы. Это совершенно не обязательно состояния глубокого гипноза. Это когда мы уставимся в какую-то одну точку и долго смотрим на нее, а фактически ее и не видим, а думаем о чем-то "ненапрягающем", а может вообще ни о чем. Так мы смотрим в окно поезда или на море, или погружаемся в любимую мелодию, приятные воспоминания и вдруг, замечаем, что незаметно прошло определенное время.

Милтон Эриксон утверждал, что трансовое состояние целительно. И это действительно так. В этот момент вы освобождаетесь от тех мыслей, которые держат вас в напряжении, тревоге и озабоченности, т.е. фактически "отключаете" левое, рациональное ("больно умное") полушарие, и правое, "бессловесное", отвечающее за природную саморегуляцию организма, начинает свою общеоздоравливающую работу.

Почему мы говорим, что сон лечит все болезни? Мы отключаем наше тревожное и озабоченное сознание и доверяем организм 6ессознателъному, его природе, которая его лечит, налаживает, восстанавливает.

В свое время энциклопедически образованный ученый Рене Декарт преодолевал все болезни только постельным режимом. Он считал, что надо просто успокоиться, побольше лежать, не тратить лишней физической и нервной энергии, читать что-то приятное, слушать музыку, т.е. фактически находиться в легком трансовом состоянии, и выздоровление пойдет само собой.

Здесь мы придумали очень простую и не тесную форму, которую успешно используем для самогипноза, медитации. Вместо того чтобы говорить себе "я не думаю ни о чем" (запрет вызывает внутреннее сопротивление), мы говорим четко утвердительно "я думаю ни о чем". Хорошо, когда этот процесс оздоравливающей саморегуляции усиливается медитативным воздействиям на разные каналы восприятия (виды природы, спокойная музыка и т.п.).

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Еще по теме:

Проблемы взаимоотношений полов и детства. Сравнительный анализ китайской и японской культур
При описании характера взаимоотношений между ребенком и его родителями необходимо также принимать во внимание тот тип общества, в котором развивается ребенок. Описывая взросление на Самоа, известный американский антрополог М.Мид отмечала ...

Исследование связи подростков и юношества северного города
Проблемой нашего научного исследования является изучение экономического самоопределения в его связи с личностным самоопределением у контингента юношества промышленного города крайнего севера. Развитие экономического самоопределения неразр ...

Процесс половой социализации в современных условиях
Родители, несомненно, являются первыми, кто прививает ребенку существующую в их среде психосексуальную культуру. Культурные стереотипы, существующие в обществе, их собственный опыт подсказывают родителям, каким должен быть мальчик и какой ...