Профессиональный стресс

Страница 2

Труд называют первым в ряду факторов, обеспечивающих долголетие. Здоровье и долголетие начинаются с неудержимого и необъяснимого желания трудиться, им же определяется творческое начало в жизни человека, этнической группы и народа.

Чувство удовлетворенности работой вызывается во многом возможностью личностного роста при выполнении работы, чувством самоуважения и заинтересованностью в самой работе.

Нелюбимая, скучная работа, либо предъявляющая повышенные требования к человеку, с которыми он не может справиться (будь то значительные физические нагрузки или требования к более высокому уровню мастерства, которым человек не обладает), могут служить причинами возникновения стресса.

На профессиональную сферу человека могут влиять факторы, не имеющие непосредственного к ней отношения - личные проблемы и неприятности, сокращение свободного времени, ведущее к ограничению социальных контактов, большие затраты времени на дорогу до места работы и многое другое.

Снижая эффективность и благополучие индивидуума, чрезмерный стресс дорого обходится организациям. Многие проблемы сотрудников, которые отражаются как на их заработке и результатах работы, так и на здоровье и благополучии сотрудников, коренятся в психологическом стрессе. Стресс прямо и косвенно увеличивает затраты на достижение целей организаций и снижает качество жизни для большого числа трудящихся.

Стресс может быть вызван факторами, связанными с работой и деятельностью организации или событиями личной жизни человека.

Организационные факторы

Рассмотрим те факторы, действующие внутри организации, которые вызывают стресс:

Перегрузка или слишком малая рабочая нагрузка, т.е. задание, которое следует завершить за конкретный период времени.

Работнику просто поручили непомерное количество заданий или необоснованный уровень выпуска продукции на данный период времени. В этом случае обычно возникает беспокойство, фрустрация (чувство крушения), а также чувство безнадежности и материальных потерь. Однако недогрузка может вызвать точно такие же чувства. Работник, не получающий работы, соответствующей его возможностям, обычно чувствует беспокойство относительно своей ценности и положения в социальной структуре организации и ощущает себя явно невознагражденным.

Конфликт ролей.

Конфликт ролей возникает тогда, когда к работнику предъявляют противоречивые требования. Например, продавец может получить задание немедленно реагировать на просьбы клиентов, но, когда его видят разговаривающим с клиентом, то говорят, чтобы он не забывал заполнять полки товаром.

Конфликт ролей может также произойти в результате нарушения принципа единоначалия. Два руководителя могут дать работнику противоречивые указания. Например, директор завода может потребовать от начальника цеха максимально увеличить выпуск продукции, в то время как начальник отдела технического контроля требует соблюдения стандартов качества.

Конфликт ролей может также возникнуть в результате различий между нормами неформальной группы и требованиями формальной организации. В этой ситуации индивидуум может почувствовать напряжение и беспокойство, потому что хочет быть принятым группой, с одной стороны, и соблюдать требования руководства - с другой.

Страницы: 1 2 3 4

Еще по теме:

Половые различия в способностях
В среднем, мальчики превосходят девочек не только мускульной силой, но также скоростью и координацией крупных телесных движений. В младенческом возрасте это неощутимо. В обширных наблюдениях детей дошкольного возраста обнаружено, что маль ...

Когнитивное направление
Когнитивисты понимают человека, прежде всего, как «думающего, понимающего, анализирующего», поскольку всю жизненную информацию надо понять, оценить, использовать с помощью когнитивных процессов. Поэтому большинство когнитивных теорий расс ...

Социальные формы познавательной деятельности
Творцом знания всегда является отдельная личность. Это верно, даже если речь идет о коллективном творчестве (технический проект самолета рождается в КБ, но идеи, воплощенные в нем, возникают в головах конкретных сотрудников). Однако резул ...