Анализ процесса реагирования

Страница 2

Если совокупность чувств человека - в какой-то степени модель его взаимоотношений с миром, ответ очевиден. Надо строить свои отношения с миром на здоровых началах - открытости, лояльности, умении идти на компромиссы.

Между тем сама природа позаботилась о нашей безопасности. Мы довольно легко переносим даже сильный стресс, если он непродолжителен. Опасен долгий стресс, неприметно перетекающий в депрессию - первопричину большинства наших недугов.

У стресса свой механизм действия, свои фазы. Первая из них называется реакцией тревоги. Организм сопротивляется ей, выделяя гормоны, которые мобилизуют его энергию. Реакция тревоги может проявиться каким-нибудь бурным воспалительным процессом. Но потом все возвращается на круги своя - человек приходит в дострессовое состояние.

Если справиться со стрессом все же не удалось, начинается вторая фаза: приспособления к нему. Организм пытается приладиться к стрессу, хоть как-то нейтрализовать его. Повышается активность надпочечников, они выбрасывают в кровь все больше кортикостероидов, обладающих противовоспалительными свойствами. Но процесс адаптации к стрессу, увы, поглощает энергию, которая худо-бедно поддерживает убывающие силы. Это состояние – «ни войны, ни мира» - может длиться долго, но не бесконечно. Конец его - третья стадия стресса: истощение. А это уже очень серьезно.

Как избежать хотя бы третьей стадии, если не удается скрутить стресс на первых двух?

Оказывается, иногда помочь могут самые простые вещи.

Нужно поговорить о своих проблемах с кем-нибудь, кому можно довериться. Понимание - изумительное лекарство: высказавшись, сразу чувствуешь облегчение.

Хорошо вырваться в лес, пройтись парком - подышать свежим воздухом, не спеша побродить по улицам: отрешаться от тревог лучше всего на ходу.

Если это невозможно, необходимо делать упражнения, расслабляющие шейные и спинные мышцы,- помогает.

И главный рецепт: относитесь к себе здраво - то есть терпеливо и с юмором. «Здраво», «здоровье» - слова одного корня.

Страницы: 1 2 

Еще по теме:

Исследование Я-концепции и способности в возникновении стресса
До начала 50-х гг. психологи и педагоги практически не занимались систематическим изучением факторов, влияющих на учебную деятельность школьников. Они были так поглощены новой занимательной игрой в измерение интеллекта, что все их усилия ...

Учение о способностях души
Важнейший раздел в общей системе представлений Аристотеля о душе составляет его учение о способностях души. Существенным в этом учении является то, что в нем выражен новый взгляд на строение души и соотношение основных ее свойств. В отлич ...

Мотивация познавательной деятельности
Познавательные потребности рассматриваются как необходимость сознательного, активного, творческого познания окружающего мира, как интегративное свойство формирующейся личности младшего школьника, являющегося субъектом учебной деятельности ...