Понятие «гендера»

Страница 4

На сегодня нет общепризнанной теории гендерных социальных ролей. Роли в гендере, их критерии, истоки и процесс формирования изучаются в разных психологических, социометрических, социальных концепциях. Но накопленный эмпирический материал, заставляет прийти к выводу, что на формирование личности значительно влияет культура, в том числе, распространенное в социуме, представление о гендерных ролях.

Основные гендерные роли мужчины: охотник, добытчик, мужественный, склонный вести за собой, быстрый в принятии решений лидер, агрессивный и сильный воин, склонный к риску авантюрист, муж-опора, строгий отец-наставник. В то время как женщинам отводятся роли нежной воспитательницы детей, хранительницы очага – женственной, сострадающей, заботливой, мягкой.

Однако в современном мире гендерные роли очень быстро меняются. Согласно концепции С. Бэм лябая личность, не взирая пол биологический, способна совмещать мускулинные и феминные качества, традиционные сформированные гендерными представлениями. Таким образом, люди не так строго следуют полоролевым стандартам и свободно меняют различные мужские или женские сферы деятельности. Поддержав данную теорию Плек (Pleck) ввел понятие расщепленности, фрагментарности полоролевых норм. Значит отсутствует едина роль женщины или мужчины.

Разнообразие половых ролей в зависимости от культуры или исторического периода подтверждает теорию формирования гендерных ролей культурой общества. На этом основании даже выделяются мускулинные или фемининные нации и государства.

Гендерные роли меняются от эпохи к эпохе. И. С. Кон[8] подчеркнул, что система разделения гендерных ролей с традиционными стереотипами мужественности-женственности имеет ряд характерных особенностей: феминные и мускулинные занятия полярно и очень противоположны; различия активно поддерживаются религией и аппеляцией к природу; мускулинные и феминные обязанности дополняют друг друга и находятся в иерархии, где женщина подчиняется мужчине и его интересам. Теперь почти повсеместно гендерные роли радикально меняются, в частности и в России, но не очень быстро.

Важным для каждой личности является гендерная идентичность – основной компонент идентичности социальной, принадлежность к мужской или женской общности, в представлении самого человека, его самоидентификация.

Идентичность впервые была рассмотрена Э. Эриксоном (E. Erikson).[9] По его мнению, подкрепляет идентичность сознание собственного существования во времени, осознание личной целостности, и уровня сходства с другими индивидами, с одновременным позиционированием своей уникальности и неординарности. Современные ученые прибегают к трактовке общественной и личностей, персональной идентичности (Tajfel Y.; Turner J.; Агеев В. С.; Ядов В. А. и др.). Вот уже 30 лет теория социальной идентичности, разработанная Тэджфелом-Тернером, рассматриваем гендерную идентичность, как подструктуру идентичности общественной, на равнее с этнической, профессиональной, гражданской и прочими видами самоидентификации личности в обществе.

Гендерная идентичность выступает как понятие более объемное, чем полоролевая идентичность, так как в гендере заключен не только половой критерий, но и целостный образ личности (включая внешние проявления). Нельзя ставить в один ряд гендерную идентичность и с сескуальной идентичностью (потому, что гендер не биологичен, но социален, относится к сфере социокультрной). Характеристика сексуальной идентичности может проводится как особенность самоидентификации личности с точки зрения сексуального поведения в структуре гендерной идентичности.

Страницы: 1 2 3 4 5

Еще по теме:

Природные страхи.
1. Атмосферные явления. Страх грома, молнии относятся к наиболее древним страхам человечества. Этот страх заложен эволюцией в мозг животных на уровне врожденного инстинкта, и человек здесь не является исключением. 2. Астрономические явл ...

Профессиональное саморазвитие педагога как условие развития личности педагога
Утверждение К. Д.Ушинского о том, что педагог живет до тех пор, пока учится, в современных условиях приобретает особое значение. Сама жизнь поставила на повестку дня проблему непрерывного педагогического образования. А.Дистервег писал, им ...

Корреляционное отношение Пирсона η
Все рассмотренные выше коэффициенты корреляции служат для выявления только линейной зависимости между признаками. Для измерения нелинейной зависимости К. Пирсон предложил показатель, который он назвал корреляционным отношением. Напомним, ...