Потребности подростка в общении со сверстниками и взрослыми

Информация о психологии » Причины конфликтов подростка и взрослого » Потребности подростка в общении со сверстниками и взрослыми

Страница 3

Отношения подростка с родителями перестраиваются, причем не всегда "по вектору" взаимопонимания, сострадания и постоянной заботы.

Несмотря на ощущение себя взрослым, подросток, осознает, что во взрослый мир ему трудно войти из-за отсутствия разных навыков и умений, которые есть у взрослого, мировоззрения, неприятия многих устремлений взрослых людей.

Между детьми и родителями возникает эмоциональная дистанция. Родителей "переоценивают", подростки хотят автономии. Но автономия не означает полного разрыва с родителями, хотя и это бывает. Стремление к независимости сопровождается появлением собственных взглядов, но тем не менее семейные ценности чтутся. [24, c. 195]

Отношения подростков с родителями интенсивно перестраиваются. Большое место занимает критика образа жизни родителей. Несмотря ни на что относительно крепкими остаются эмоциональные связи.

Тем не менее общение родителей и подростка весьма конфликтно, противоречиво. Конфликты между родителями и подростками приводят к появлению очень устойчивой личностной тревожности, которую трудно корректировать, о чем свидетельствуют исследования Анны Михайловны Прихожан.

Исследования семейного воспитания подростков выявили следующие факторы: принятие подростков родителями, эмоциональное отвержение, директивность со стороны родителей, психологическую автономию, последовательность в воспитании.

Под принятием понимается положительное отношение к подростку вне зависимости от конкретных успехов ребенка. Они создают у подростка уверенность в своей нужности. Эмоциональное отвержение - отрицательное отношение к подростку, отсутствие ласки и уважении, враждебность к нему. Это отношение формирует у подростка агрессивность, недоверие к миру. Директивность родителей состоит в том, что они управляют подростком, внушают ему чувство вины. У подростка вызывает негативизм, отрицание родительских ценностей, стремление к независимости и самостоятельности. Автономность родителей возникает при отсутствии внимания к потребностям подростка. В таких семьях подросток излишне самостоятелен. В основе этой самостоятельности - безразличие родителей. [2, стр 14]

Отношение подростка к своим родителям зависит от того какое место в семейной иерархии он занимает. Альфред Адлер считал что отношения между братьями и сестрами зависят от порядка рождения. Старший имеет привилегированное положение пока он единственный ребенок в семье. Как только появляется следующий, его привилегии заканчиваются. Это становится для первенца драмой. Альфред Адлер считал, что первый родившийся в семье ребенок стремится к лидерству и власти. Поэтому он, становясь подростком, требует от других детей подчинения. Единственный в семье ребенок становится эгоистичным и чувствительным к материнской любви. В подростковом возрасте он испытывает трудности в общении со сверстниками. Второго (среднего) ребенка в семье ведет за собой старший, в результате чего у него появляются более высокие притязания, но и "сшибки" у него более вероятны. Последний (самый младший) ребенок стремится к еще большим достижениям, вырастает честолюбивым и с чувством неполноценности. Взрослый выступает образцом деятельности. В сотрудничестве с ним подросток занимает позицию его помощника. Участие в совместном труде формирует ответственность, самостоятельность, внимательность. Однако не всегда образ-идеал взрослого совпадает с отцом или матерью. Скорее бывает наоборот, подросток переосмысливает их роль и значение в своей жизни. Старшие подростки постепенно понимают, что идеал имеет конкретные, земные особенности. Но, владея только черно-белой логикой, подростки бывают категоричны и безжалостны в оценках своих родителей. Причина этого не только в психофизиологических особенностях самого подростка, но и в системе семейных отношений. Таким образом, на взросление подростка большое влияние оказывает его главная деятельность - учение, а также семья, окружающие взрослые, сверстники и друзья. Общение со сверстниками открывает подростку самые разные перспективы - от благополучной жизни, в которой раскроются его потенциалы, до болезненных разочарований. Это касается не только общения между девочками и мальчиками, но и взаимодействия подростков одного пола, которое может способствовать как конструктивной деятельности, так и деструктивной; воровство, грабеж, хулиганство. Чтобы понять направленность деятельности, нужно ориентироваться в отношениях подростка со взрослыми и учителями и уметь анализировать его самосознание "Я-концепцию".

Страницы: 1 2 3 

Еще по теме:

Я-концепция в различных психологических теориях
Уильям Джемс первым из психологов начал разрабатывать проблематику Я – концепции. Глобальное, личностное Я он рассматривал как двойственное образование, в котором соединяются Я – сознающее и Я – как – объект. Это – две стороны одной целос ...

Проблема готовности детей к школе
Школа - социальный институт, сформировавшийся исторически относительно недавно, и поступление ребенка в школу играет ведущую роль в процессе адаптации к жизни в обществе. Поступление в школу очень серьезный шаг для ребенка, так как это п ...

Дезадаптированность сирот в социуме.
Начну с того, что приведу данные из печати: «из 15000 выпускников детских государственных учреждений (детей-сирот) в течение года 5000 попадают на скамью подсудимых, 3000 становятся бомжами, 1500 кончают с собой».[3] 30 % в контакт с прав ...