Конфликты
Уменьшение количества конфликтных ситуаций - серьезная практическая проблема, стоящая как перед руководителями детских спортивных учреждений, так и перед тренерами спортивных коллективов.
Конфликт - это столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия. В основе любого конфликта лежит ситуация, включающая следующее:
- противоречивые позиции сторон по какому-либо поводу;
- противоположные цели или средства их достижения в данных обстоятельствах;
- несовпадение интересов, желаний, влечений оппонентов.
Конфликтная ситуация, таким образом, содержит субъект возможного конфликта и его объект. Однако, чтобы конфликт развивался, необходим инцидент, когда одна из сторон начинает ущемлять интересы другой. Готовность к разрешению конфликта - один из ключевых факторов, определяющих его исход. Фактически в некоторых случаях уже одного этого достаточно. Вместе с тем эта готовность достигается непросто, и вызывать ее у других также нелегко. Но для тренера важно уметь выявлять и разрешать конфликты, т. к. нерешенные конфликтные ситуации нарушают сплоченность команды, подрывают силы спортсменов, их интересы и усилия начинают направляться не на эффективную спортивную деятельность, а на конфликтное взаимодействие.
Важным качеством при общении является способность человека встать на позицию партнера. При ролевом общении (руководитель - подчиненный, тренер - спортсмен) принятие позиции и роли другого означает одновременно более точное его понимание, что облегчает общение. Культура педагогического общения предполагает необходимость знания особенностей характера, ценностных ориентаций и потребностей людей. Эти знания, как уже говорилось выше, крайне нужны тренеру и руководителю для принятия решений, осуществления контроля и т.д. Здесь недостаточно одной общей культуры и профессионализма в области физической культуры и спорта, возникает потребность в специальных психологических и социально-педагогических знаниях. Польский ученый Мелибруда писал, что большинство трудностей, проблем и конфликтов между воспитателем и учеником не могут быть разрешены с помощью уголовного кодекса или дисциплинарных взысканий. Они могут быть разрешены преподавателем лишь в процессе повседневного общения с детьми. Но для решения проблем, возникающих в ходе общения, нужны знания о том, как правильно общаться. Практика показывает, что конфликты обычно вызываются следующими причинами:
- во-первых, недостатками, связанными с организацией труда, неполным и неправильным использованием моральных и материальных стимулов и т.д.;
- во-вторых, недоработками в сфере спортивной деятельности, подбора и расстановки кадров в соответствии с квалификацией и психологическими особенностями; неправильным стилем руководства, проявлением администрирования и др.;
- в-третьих, трудностями и напряженностью, связанными с межличностными отношениями внутри спортивного коллектива.
Все это важно учитывать тренеру при работе с командой, и он должен иметь алгоритмы для решения различных конфликтов, проблем.
При проведении беседы по разбору конфликта
- проанализировать и довести до сознания каждого из участников конфликта причины его возникновения;
- выявить его возможные последствия для выполнения коллективом поставленных задач и качества межличностных отношений;
- обосновать выводы, вытекающие из условий возникновения конфликта, и его возможные последствия и предъявить их в качестве контролируемых требований к поведению всех участвующих в нем;
- нейтрализовать антагонистический эмоциональный настрой противников, подчеркнув совместные цели спортивного коллектива, и принять решение о дальнейшей деятельности;
- объективно оценить поведение виновников конфликта и реакцию окружающих.
Тренеру нужно заранее готовиться к беседе, чтобы продумать и предвидеть хотя бы несколько вариантов развития ситуации. При подготовке к беседе надо исходить из того, что участники конфликта зачастую односторонне выражают свои оценки (иногда слишком эмоционально и неэффективно). Перед беседой необходимо уяснить для себя следующие вопросы:
а) в чем заключается существо конфликта, как он проявляется в спортивной деятельности?
б) кто участвует в конфликте, как следует оценить его участие?
в) как влияет конфликт на выполнение коллективом спортивно-воспитательных задач, как можно избежать других негативных явлений?
Чтобы беседа по разбору конфликта протекала в деловой атмосфере, тренеру необходимо знать и учитывать каким образом ее можно построить:
- тренер должен дать свою оценку сложившейся ситуации, но только после выяснения истинного положения вещей с помощью конструктивных вопросов;
Еще по теме:
Особенности взаимодействия людей
При рассмотрении особенностей связей между людьми обычно выделяют два вида взаимозависимости - кооперацию и конкуренцию. В первом случае (кооперация) некоторое количество индивидов вступает в контакт друг с другом и осуществляет согласова ...
Понятие стресса
В повседневной жизни для обозначения разнообразных переживаемых трудностей, а также вызываемых ими состояний и переживаний люди часто пользуются понятием стресса.
В психологии под стрессом понимают состояние психического напряжения, возн ...
Общение, как ведущая форма деятельности старшеклассника
Общение – это одна из важнейших форм жизнедеятельности человека. В процессе общения субъективный мир одного человека раскрывается для другого. Общение– это сложный, многоплановый процесс установления контактов между людьми, порождаемый по ...
Навигация