Феномен агрессивности в психологии

Страница 2

- в психологии личности : А. Адлер (2000), А. Бандура (2000), , Л. Берковиц (2001), Н.Д. Левитов (1972), Л. М. Семенюк (1990), Е. В. Саенко (1995), З. Фрейд (1992), Э. Фромм (1998), Х. Хеккаузен (1986), и др.);

в детской, возрастной психологии: Э. Вагенас (1995), И. А. Фурманов (1996), О. В. Гордякова (1999), Ю. В. Егошкин (1995), С. А. Заваржин (1993), Е. О.Смирнова (2002), Г. Р. Хузеева (2002), С. Ю. Чижова (2001) и др.;

в медицинской психологии, психиатрии: Ц.П.Короленко, Н.В.Дмитриева (1990, 1999, 2000); Ю.Б. Можгинский (1999), Г. Незнанов (1993;1994), Г. Ниссен (1992), В.П. Пошивалов (1986; 1987), С.Д. Соловьева (1993), , С.Л. Соловьева (1995; 1996), М.В. Чеховская (1997) и др.;

в философии: Т. Г. Румянцева (1982; 1991; 1992), М. Н. Жарова (2001) и др.;

На современном этапе развития науки формируется понимание того, что агрессия человека – феномен, являющийся предметом междисциплинарного исследования. Междисциплинарное исследование "есть объединение знаний, методов, средств и профессиональных навыков специалистов различных дисциплин в изучении некоторого общего для них объекта" [6, с.70]. В статье Т. Г. Румянцевой (1991) указывается на то, что человеческая агрессивность относится к классу явлений, которые могут быть изучены только при помощи объединенных усилий целого ряда научных дисциплин – как естественных, так и социальных. Н. Г. Незнанов (1994) в своей исследовательской работе отмечает, что "за последнее десятилетие сформировалась самостоятельная междисциплинарная наука – агрессология, которая ставит своими целями объединение и координирование научных исследований в области изучения механизмов формирования агрессии, способов ее регуляции и контроля" [7, с.3].

Агрессивность, жестокость по отношению к другим, издевательство над животными, склонность к физическому насилию может рассматриваться как антисоциальное расстройство личности, согласно DSM-IY (Ц.П.Короленко, Н.В.Дмитриева, 2000). В международной классификации психических и поведенческих расстройств последнего пересмотра (МКБ-10) в понятие поведенческих расстройств детского и подросткового возраста входят повторяющиеся расстройства поведения связанные с проявлениями физической жестокости, вспышками гнева, преднамеренным разрушением чужой собственности, преднамеренным причинением боли, унижения, часто затеваемые драки, конфликты и т.д.

Философские и психологические исследования Н. Д. Левитова (1972), Х. Хеккаузена (1986), Т. Г. Румянцевой (1991), К. Лоренца (1994), Р. Бэрона и Д. Ричардсона (1997) и ряда других ученых показали, что термин "агрессия" употребляется сегодня в широком контексте. Австрийский ученый К. Лоренц писал, “для обывателя понятие агрессии связано с самыми разнообразными явлениями обыденной жизни, начиная от драки петухов и собак, мальчишеских потасовок и тому подобное, и заканчивая, в конце концов, войной и атомной бомбой” [29, с. 24].

Одним из общих вопросов в изучении природы человеческой агрессивности является, прежде всего, вопрос уточнении смысла и значения самого этого понятия. На сегодняшний день в психологических исследованиях существует множество определений, что такое агрессия.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Еще по теме:

Я-концепция в различных психологических теориях
Уильям Джемс первым из психологов начал разрабатывать проблематику Я – концепции. Глобальное, личностное Я он рассматривал как двойственное образование, в котором соединяются Я – сознающее и Я – как – объект. Это – две стороны одной целос ...

Подростковый возраст и его специфика
Подростковый период – это переходный этап от детского развития к взрослой стадии онтогенеза. Определим возрастные рамки этой стадии, т.к. терминология в области взросления несколько запутана, например, в толковом словаре В.И. Даля подрос ...

Психокоррекционная программа
Цель программы: Провести комплекс коррекционных мероприятий способствующих снижению тревожности перед экзаменом, обретению уверенности в себе. Данная программа предусматривает 2 встречи в среднем по 50 минут. Занятие №1 Цель: Сформиро ...