Физиологическая адаптация школьников

Страница 2

Теоретическими и экспериментальными исследованиями было показано, что система, обеспечивающая адаптацию, как и любая другая функциональная система, представляет собой совокупность подсистем, соединенных жесткими связями. Ю.А. Александровский предпринял попытку представить психическую адаптацию человека как взаимодействие следующих подсистем:

1. Поиск, восприятие и переработка информации - имеет ведущее значение и является основой познавательной деятельности.

2. Эмоциональное регулирование - создает личностное отношение к получаемой информации и является наиболее интегрированной формой активности.

3. Социально-психологические контакты - основываются на приобретенных знаниях и определяют социальное положение индивидуума, его личностные позиции.

4. Бодрствование и сон - обеспечивают различные уровни активности, создавая наиболее благоприятные условия для адаптации.

5. Эндокринно-гуморальная регуляция - включает различные биохимические механизмы.

Деятельность всей системы психологической адаптации обеспечивается синхронным функционированием разных отделов организма, соединенных сложными межфункциональными связями, формирование которых происходит в онтогенезе. Являясь динамическим процессом прогрессивной перестройки функциональных систем, адаптация к новым условиям жизни обеспечивает возрастное развитие.

Школа с первых же дней ставит перед ребенком ряд задач. Ему необходимо успешно овладевать учебной деятельностью, освоить школьные нормы поведения, приобщиться к классному коллективу, приспособиться к новым условиям умственного труда и режиму. Выполнение каждой из этих задач связано непосредственно с предшествующим опытом ребенка.

Отчетливые изменения в период поступления ребенка в школу проявляются в поведении. Положительный эффект приспособления к школе сказывается в достижении относительного соответствия поведения требованиям новой среды и обеспечивается психологической готовностью к выполнению стоящих перед ребенком задач. В данном случае речь идет о социально-психологическом аспекте адаптации, содержанием которого является выработка наиболее адекватных форм поведения в условиях меняющейся микросоциальной среды.

К формальным критериям адаптации детей к школе обычно относят успешность обучения и дисциплинированность. Важное значение в исследовании процесса адаптации придается анализу эмоциональных проявлений. Новые требования, подчас превосходящие возможности ребенка, изменяют состояние эмоциональной сферы, вызывая неспецифическую, стрессовую реакцию организма.

Наиболее адекватный метод изучения адаптации детей к школе - направленное наблюдение. Ю.А. Макаренко в качестве способа изучения адаптации первоклассников применил метод оценки эмоционального профиля, в основе которого также лежит наблюдение.

Однако направленность только на эмоциональную сферу ребенка не обеспечивает, надежного выявления критериев адаптации. Переход к новому уровню психического развития при поступлении в школу, когда доминирующей функцией становится мышление, предполагает целесообразным рассматривать процесс адаптации детей к школе более широко. Учебная деятельность в этом возрасте является ведущей, ее развитие обусловливает важнейшие изменения в психологических особенностях личности ребенка.

Социально-психологическая адаптация при поступлении в школу представляет собой процесс перестройки поведения и деятельности ребенка в новых условиях. Процесс этот многосторонний,, активный, включающий в себя формирование средств и способов поведения, направленных на овладение учебной деятельностью и эффективное взаимодействие с новой социальной средой.

Среди тех задач, которые школа ставит перед учащимися, в первую очередь выделяется необходимость усвоения ими определенной суммы знаний. Непременное условие выполнения этого требования - достаточный уровень интеллектуального развития ребенка. Несоответствие его умственных возможностей и поступающей информации создает для него самые большие трудности, что осложняет адаптацию и тормозит общее психическое развитие.

Психологическая готовность к школе включает в себя и социальную зрелость. Доминирование мотива, побуждающего выполнять предъявляемые школой требования, роль ученика, познавательные интересы обеспечивают ребенку успешное приспособление к новым условиям школьного обучения. Недоразвитие мотивационно-потребностной сферы, недостаточная степень усвоения социальных норм препятствуют эффективному овладению школьной системой обучения.

Учебная деятельность носит коллективный характер, поэтому при поступлении в школу ребенок должен обладать определенными навыками общения с другими детьми, благодаря которым он может быстро приобщиться к группе сверстников. Большинство детей легко устанавливают дружеские связи, которые в этом возрасте основываются, Как правило, на общности внешних жизненных обстоятельств и случайных интересов (дети сидят за одной партой, живут в одном доме и др.). И лишь для некоторых ребят период установления дружеских взаимоотношений затягивается; они теряются в новом окружении, не могут в течение продолжительного времени сблизиться с одноклассниками, чувствуют себя одинокими. В формировании этих отношений немаловажную роль играет учитель. Он выступает как авторитетный наставник, требующий выполнения определенных правил поведения и пресекающий всякие отклонения от них, постоянно оценивает работу школьника, а от этого во многом зависит его положение в классе. Большинство поступающих в школу детей психологически подготовлены к ясному пониманию смысла этих норм и правил, но степень волевого развития у них неодинакова, поэтому часть первоклассников испытывают трудности именно в этом плане. Излишнее подчеркивание недостатков в усвоении учебной программы, в выполнении правил поведения нередко приводит к возникновению отрицательных эмоциональных переживаний, которые вызывают у ребенка негативное отношение к учебной ситуации в целом, неадекватное представление о своих способностях и возможностях и тем самым замедляют его адаптацию к школе.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Еще по теме: