Физиологическая адаптация школьников

Страница 6

В период адаптации к школе у детей часто отмечается снижение темпов нарастания массы тела, как и при адаптации к любому длительно действующему фактору среды, и это связано с усиленным распадом белка, со снижением его синтеза.

Процесс адаптации к школе, как и к любому новому фактору, чаще всего проходит несколько фаз, С.М. Громбах называет следующие стадии (фазы) адаптации:

1. Генерализованная реакция, когда в ответ на новое воздействие вовлекаются многие системы организма;

2. Сужение, экономизация реакций;

3. Переход на новый адекватный способ функционирования, т.е. собственно адаптация.

Три фазы приспособления: ориентировочная, неустойчивая, относительно устойчивая отмечены А.Г. Хрипковой и М.В. Антроповой.

Длительность периода адаптации к школе для каждого ребенка при разных условиях, естественно, неодинакова, поэтому называемые исследователями сроки наступления адаптации к школе не совпадают.

По данным Ц. Страшимировой, поведение большинства детей, измененное поначалу, нормализуется через несколько дней после начала учебного года, и лишь у некоторых из них это происходит дольше, в течение месяца.

Большинство авторов считают, что относительно устойчивое приспособление к школе происходит на 5-6-й неделе обучения (Антропова М.В., Безруких М.М., Жукова Н.П., Лосева О.А., Ефимова С. П), на 12-й неделе (Линдишене Д., Гринене Э.) в конце 3-й четверти (Солнцев А.А.).

Поиск информативных и объективных физиологических критериев адаптации чрезвычайно важен, оценка течения адаптации имеет огромное практическое значение, так как позволяет своевременно диагностировать дезадаптацию, выяснить причины ее срыва и провести соответствующие корригирующие мероприятия.

Сравнительный анализ разных сочетаний функциональных изменений показал, что среди всех изученных показателей (работоспособность, учебная активность, двигательное беспокойство, характер условно-рефлекторной деятельности, вегетативные показатели, успеваемость, масса тела) наиболее информативны для оценки степени адаптации и наиболее доступные для исследователя показатели дневной динамики работоспособности.

Следовательно, гигиеническим критерием адаптации детей к школе может служить устойчиво благоприятная динамика работоспособности или ее улучшение на протяжении первого учебного полугодия в сочетании с улучшением и стабилизацией показателей условно-рефлекторной деятельности детей, вегетативных показателей и хорошей учебной успеваемостью.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 

Еще по теме:

Факторы, определяющие особенности российского менталитета
Первый и, пожалуй, наиболее яркий фактор российского менталитета связан с историей крепостного права. По переписи конца XIX века в России более 80% населения составляли крестьяне. А в течение почти тысячелетия до этого в России существова ...

Зарождение нового времени
Следующий значительный сдвиг в теории образа был сделан Рене Декартом в XVII столетии. Он был первым философом нового времени, совершившим решительный прорыв в схоластических воззрениях XIII-XIV веков. Идеи, выдвигаемые Декартом в его тру ...

Развитие способностей у детей
Как показывают эксперименты, своевременное развитие способностей у детей позволяет достичь очень интересных результатов. Так, в реализованных московскими педагогами Н. С. Гончаровым и Е. Н. Свечниковой программах по формированию музыкаль ...