Труд как этап развития сознания

Страница 2

Процессы, предмет и мотив которых не совпадают, называются деятельностью. Деятельностью загонщика является охота, а спугивание дичи - это его действие.

Разделение деятельности на действия возможно только в условиях совместного коллективного процесса воздействия на природу. Продукт этого совместного коллективного воздействия на природу приводит к удовлетворению потребностей как отдельного индивида, так и всего первобытного племени. Разделение предмета и мотива деятельности является результатом вычленения из сложной многофазной деятельности отдельных операций.

Разделение предмета деятельности и ее мотивов возможно только в условиях совместного коллективного процесса воздействия на природу. Это результат происходящего вычленения из сложной и многофазовой, но единой деятельности отдельных операций. Эти отдельные операции превращаются в самостоятельное для индивида действие, хотя по отношению к коллективному процессу они остаются одним из его частных действий.

Благодаря тому, что охота представляет собой процесс, состоящий из нескольких действий, человек, который вспугивает дичь для того, чтобы ее смогли поймать другие члены этого коллектива, получает свою долю добычи из их рук - часть продукта совместной трудовой деятельности. Поэтому деятельность других людей составляет основу специфического строения деятельности человеческого индивида. Из этого можно сделать вывод, что по способу своего возникновения, связь мотива с предметом действия отражает не естественные, но объективно-общественные связи. Действия загонщика возможны лишь при условии отражения связи между ожидаемым результатом совершенного им действия и конечным результатом всего процесса охоты - нападением из засады на убегающее животное, его умерщвлением и потреблением. Эта связь выступает перед человеком в форме реальных действий других участников труда. Их действия и сообщают смысл предмету действия загонщика. Также, действия загонщика оправдывают действия охотников, поджидающих дичь в засаде.

Вместе с рождением действия возникает разумный смысл для человека того, на что направлена его активность.

Деятельность людей отделяется теперь для их сознания от предметов. Соответственно и сама природа выделяется для них и выступает в своем отношении к потребностям коллектива, к их деятельности. Пища воспринимается как предмет определенной деятельности: поиска, охоты, приготовления. Следовательно, она может выделяться не только благодаря определенным потребностям, но и "теоретически", может быть удержана в сознании и становится идеей.

Страницы: 1 2 

Еще по теме:

Особенности памяти умственно отсталых школьников
И. М. Сеченов писал - что память - это краеугольный камень психического развития ребенка. Благодаря памяти ребенок фиксирует и обобщает прошлый опыт, приобретает знания и умения. Без памяти немыслимо формирование личности человека, так ка ...

Выводы
1. Аффект может быть рассмотрен в двух направлениях: более узко как судебно-психологическое экспертное понятие и более широко как объект исследования общей психологии. 2. Исследование аффективных реакций затруднительно в связи со сложн ...

Потребность в уважении
Все люди в современном обществе имеют потребность в стабильной, обоснованной и достаточно высокой самооценке. Она всегда опирается на признание и уважение со стороны окружающих. Человек комфортно себя чувствует только в том социальном окр ...