Методы исследования жизненного стиля личности

Страница 1

Одна из первых задач при исследовании жизненного стиля — обратиться к целям и ожиданиям каждого пациента. Пациенты часто ждут от терапевта той же ответной реакции, какую они получали от всех остальных. Пациент может чувствовать, что его не понимают, не любят или несправедливо с ним обращаются. Терапевт должен тщательно избегать действий, которые подтвердили бы эти бессознательные ожидания.

Поскольку жизненный стиль в основе своей есть единое целое, терапевт ищет темы, которые проходят через все поведение человека. Чтобы определить жизненный стиль пациентов, Адлер расспрашивал об их ранних воспоминаниях, наиболее ярких событиях детства: «Нет „случайных воспоминаний“, из бесчисленного множества впечатлений человек выборочно запоминает только те, которые, как он чувствует, хотя и смутно, имеют отношение к его ситуации».

«Даже ложь пациента представляет для меня ценность . Ведь это его ложь и ничья больше!». Адлер подчеркивал также важность выразительного поведения, включая позу и интонацию: «Я нахожу, что очень полезно вести себя как во время пантомимы, то есть иногда я не обращаю внимания на слова пациента, а вместо этого угадываю его более глубокие намерения по его реакциям и его движениям в данной ситуаций». Адлер предполагал, что жизненный план пациента развивался под влиянием негативных условий, поэтому терапевт должен внимательно искать органическую неполноценность, избалованность или заброшенность в детстве пациента.

Одна из важнейших задач терапевта — помочь пациентам понять свой собственный жизненный стиль, включая основной подход к жизни. Только когда человек начнет понимать самого себя, он сможет исправить свой неадаптивный стиль жизни: «Пациента нужно привести в такое состояние чувств, в котором он захочет слушать и захочет понимать. Только тогда на него можно повлиять, чтобы он стал жить так, как он понял». Понимание себя означает умение видеть ошибки, которые человек делает, постоянно преодолевая обычные ежедневно возникающие трудности. Понимание себя помогает лучше понять мир и свое место в нем.

Согласно Адлеру, успех терапии всегда зависит от пациента. «Реальные изменения в состоянии пациента могут быть достигнуты только его собственным трудом . На лечение и выздоровление всегда следует смотреть не как на успех консультанта, но как на успех пациента. Консультант может только указать на ошибки, пациент сам должен выбрать правильную жизнь».

В работе с жизненными стилями клиента консультант преследует две цели – исследование и коррекцию индивидуального стиля жизни, в соответствии с которыми консультативный процесс может носить характер исследовательской или коррекционной работы:

- поиск и исследование жизненного стиля клиента, изучение его особенностей, обстановки, в которой происходило его формирование, а также изучение и анализ влияния жизненного стеля личности на проблематику и затруднения, с которыми обратился клиент;

- коррекция, терапевтическое воздействие на клиента с целью изменить привычный жизненный стиль.

В коррекционной работе с жизненным стилем личности существуют свои правила и особенности. Терапевтическое, коррекционное воздействие на клиента с целью изменения его индивидуального стиля жизни‚предполагает следующие практические шаги:

осознание клиентом своего жизненного стиля и его конструктивного и деструктивного влияния на нынешнюю жизнь клиента и проблемы, с которыми он обратился к консультанту

проживание определенных моментов и событий из прошлого, способствовавших формированию стиля жизни;

коррекцию существующих стилевых особенностей поведения и функционирования клиента;

обучение более адаптивным и гибким формам взаимодействия, которые могли бы позволить клиенту адекватно использовать свой жизненный стиль.

Существует множество методов исследования жизненного стиля личности. Можно выделить следующие методы исследования:

метод первичного интервью, включающий в себя сбор информации о следующих сферах жизни клиента:

•жалобы клиента;

•состояние клиента в прошлом и настоящем;

Страницы: 1 2 3

Еще по теме:

Причины депрессий в школе
Одним из серьёзных и неразрешённых во­просов современной школы остаётся вопрос о психологической комфортности и защи­щённости. В чём его важность? Длительное состояние эмоционального дискомфорта и эмоциональной напряжённости ведёт к эмоци ...

Неправильные мотивы учения школьников как причина школьного стресса
Несмотря на то, что в лаборатории ведутся исследования, касающиеся различных сторон отношения школьников к действительности, исследования, связанные с отношением детей к учению и школе, рассматриваются как центральные. Анализируя характе ...

Функции и свойства сознания
Понятие "сознание" не однозначно. В широком смысле слова под ним имеют в виду психическое отражение действительности, независимо от того, на каком уровне оно осуществляется - биологическом или социальном, чувственном или рациона ...