Точки зрения о сознании

Страница 2

Особенность античной трактовки психики заключается в рассмотрении ее по материалу и по способу организации как отражение жизни космоса. Что бы человек ни думал и не чувствовал, над его умом и сердцем властвуют боги, действия которых в свою очередь подчинены судьбе. У атомистов сознание толковалось, как подчиненное общим законам физического движения. Возможность выбора в волевом действии, предпочтения одного действия другому или одной мысли другой понималась как реализация общих законов космоса.

В средние века разум рассматривается как надмировое начало, которое существует до природы и творит ее из ничего по собственному произволу. Содержание рассуждений о сознании и личности сводилось к "выведению" того и другого из этой высшей реальности. Душа превращалась в носителя самосознания, что вело к противопоставлению психики человека всем другим формам жизнедеятельности, представлению ее в виде самостоятельной сущности.

В период зарождения буржуазного общества в европейской философии происходит переход от понятия души к категории сознания.

Существует две позиции по поводу объяснения перехода сознания от наглядного опыта к отвлеченному, от чувственного к рациональному.

Психологи-идеалисты (Дильтей, Шпрангер и др.) признавали фундаментальный факт перехода от чувственного к рациональному и считали, что уровень отвлеченного сознания - это проявление особых духовных способностей, заложенных в психике человека. Возможность выйти за пределы чувственного опыта и оперировать отвлеченными категориями - это свойство духовного мира и оно тоже налицо только у человека, и этого нет у животных. Это основное положение различных дуалистических концепций, одним из ярких представителей которых был Декарт.

Декарт считал, что животные действуют по закону механики и их поведение можно объяснить строго детерминистически. Человек, в отличие от животного, обладает духовным миром, благодаря которому возникает возможность отвлеченного мышления, сознательного поведения; но не может быть выведен из материальных явлений, корни поведения уходят в свойства духа, которые нельзя объяснить материалистически.

На этих позициях стоял и Кант. По его словам, суть человеческого сознания заключается в том, что оно может выходить за пределы наглядного опыта. Процесс перехода от наглядного к внутренним сущностям заключается в существе человеческого духа.

Немецкий философ Кассирер писал, что человек тем и отличается от животного, что он оказывается в состоянии мыслить и организовывать свое поведение в пределах символических форм (проявляются в знаках, в языке, отвлеченных понятиях), а не только в пределах наглядного опыта.

По мнению философов-идеалистов, эти принципы можно только описывать, но нельзя объяснить. На этой же позиции находятся и психологи-идеалисты.

Вильгельм Вундт, крупнейший психолог XIX века, разделял эту позицию. По его мнению, существуют элементарные процессы ощущения, восприятия, внимания и памяти - они подчиняются элементарным естественным законам и доступны для научного (физиологического) объяснения. В психических же процессах проявляются законы "апперцепции", которые проявляются в активном познании человеком окружающего благодаря активным установкам или воле. Эти процессы активного отвлеченного познания выходят за пределы чувственного опыта, и их можно описать, но нельзя объяснить, так как в них проявляются основные категории человеческого духа. Этим направлением в психологии занималась Вюрцбургская школа. Последователи этого направления посвятили свои интересы анализу законов, лежащих в основе сложных форм мышления и сознания. В результате они пришли к выводу, что сознание и мышление нельзя рассматривать как формы чувственного опыта, мышление протекает без участия наглядных образов или слов и представляет собой специальную категорию психических процессов. Мышление проходит без образа, внечувственно, имеет свои закономерности, которые нельзя связывать с непосредственным опытом.

Страницы: 1 2 3 4

Еще по теме:

Функция побуждения. Мотивационный компонент. Мобилизационный компонент
Продолжительные и продолжающиеся споры вокруг вопроса о мотивирующей роли эмоций — о выполняемой ими функции побуждения . Полное отстранение эмоций от функции побуждения в значительной мере обессмысливает и производимую ими функцию оценки ...

Общение, как ведущая форма деятельности старшеклассника
Общение – это одна из важнейших форм жизнедеятельности человека. В процессе общения субъективный мир одного человека раскрывается для другого. Общение– это сложный, многоплановый процесс установления контактов между людьми, порождаемый по ...

Тонкое искусство собеседования
Считается, что проведение эффективного собеседования это целое искусство, которое требует импровизацию и чувство такта. Но даже на Западе есть свои каноны, списки типовых фраз и вопросов, которые обязательно рекомендуется задать кандидату ...