Для выхода из кризиса необходимо было оставить неприкосновенным предмет психологии человека как учения о сложных формах сознательной деятельности, и, не описывая эти сложные формы, попытаться их объяснить.
Решение этого сложного вопроса было дано Л.С. Выготским, который предопределил развитие психологии на последующие десятилетия.
Оно заключается в следующем: для того, чтобы объяснить сложнейшие формы сознательной деятельности человека, необходимо выйти за пределы организма, искать источники этой сознательной деятельности и "категориального" поведения не в глубинах мозга и не в глубинах духа, а во внешних условиях жизни, и в первую очередь во внешних условиях общественной жизни, в социально-исторических формах существования человека.
Л.С. Выготский показал, что человек обладает особым видом психических функций, которые полностью отсутствуют у животных. Эти функции, названные высшими психическими функциями, составляют высший уровень психики человека, обобщенно названный сознанием. Они формируются в ходе социального общения. Выготский писал, что при переходе от животных к человеку произошло кардинальное изменение отношений субъекта со средой. На протяжении своей жизни животные, видоизменяясь, приспосабливались к условиям среды. Человек, наоборот, действует на природу и видоизменяет ее посредством создания орудий труда, развитием материального производства.
Овладение природой не прошло бесследно для человека. Он научился овладевать собственной психикой, появились высшие психические функции, выражающиеся в формах произвольной деятельности. Это возможность заставить себя запомнить некоторый материал, обратить внимание на какой-нибудь объект, организовать свою умственную деятельность. Появились знаки-символы, при помощи которых человек смог вспоминать то, что ему надо сделать. Эти знаки-символы (зарубки на дереве, узелки) выступают в качестве психологических орудий. Они имеют культурное происхождение, а универсальной и наиболее типичной системой знаков является речь. Человек научился управлять своим поведением.
По мнению Л.С. Выготского, в онтогенезе наблюдается то же самое. Сначала взрослый действует на ребенка словом, побуждая его что-то делать. Потом, начиная разговаривать, ребенок перенимает способ общения и начинает словом воздействовать на взрослого. Затем, ребенок начинает словом воздействовать на самого себя.
В настоящее время единой теории сознания нет. Существуют различные подходы к его рассмотрению. Биологически ориентированные ученые пытаются объяснить понятия и законы психологии на языке их биологических понятий. Такая попытка сводится к сведению психологических понятий к биологическим и получила название редукционизм. Однако, психические явления, особенно сознание человека, невозможно объяснить лишь биологическими механизмами.
Еще по теме:
Конституционные типологии человека
Первый, самый простой уровень анализа человека, - это анализ его конституционного типа.
Конституционный тип- это общее строение физического тела. Когда зародыш человека имеет всего несколько клеток, у него выделяется три лепестка, которы ...
История развития и области применения факторного анализа
Факторный анализ представляет собой ветвь математической статистики. Часто встречающееся ошибочное представление о факторном анализе как о психологической теории имеет свою причину: факторный анализ зародился и всегда интенсивно применялс ...
Влияние цвета на человека
"По данным многочисленных исследований, цвет качественно и комплексно влияет на психофизиологическое состояние человека, включая изменение состава крови, динамику заживления тканей, тонус мышечных сокращений, функцию сердечно-сосудис ...
Навигация