Проблема воображения в контексте функционально-системного подхода

Информация о психологии » Проблема воображения в контексте функционально-системного подхода

Страница 5

Экспериментально показано, что для разработки вербального образа требуется эмоциональная “увлеченность материалом”. Выявлена связь между способностью к продуцированию ассоциаций и способностью конструировать вербальные образы. Установленные взаимосвязи между показателями визуального и вербального тестов подтверждают единство образных и вербально-понятийных компонентов в процессе функционирования «воображения».

Результаты исследования позволили сделать выводы:

1. Процесс конструирования вербального образа неизвестного объекта состоит из двух фаз, включающих в себя:

а) порождение его значения (семантизация) – возникновение замысла, и

б) разработку – подбор деталей (элементов), которые непосредственно и создают образ, в результате чего происходит реализация замысла.

2. Основные психологические компоненты, которые обеспечивают реализацию замысла – конструирование системы «вербальный образ» – это:

а) взаимосвязанные интеллектуальная активность и эмоциональная вовлеченность субъекта в процесс конструирования;

б) эмоционально-оценочное отношение к создаваемому образу;

в) актуальные знания (элементы «содержания»);

г) мыслительные приемы (комбинирование, аналогизирование, трансформации), c помощью которых субъект преобразует имеющиеся у него знания и конструирует нужный ему образ.

3) Способность к конструированию вербального образа положительно связана со способностью продуцировать ассоциации по сходству и визуальные образы.

В результате взаимодействия этих компонентов появляется продукт – cистема «вербальный образ», который обладает субъективной новизной [26].

В терминах функционально-системного подхода процесс конструирования вербального образа состоит из следующих этапов: возникающая у субъекта потребность выразить необычным образом свое эмоционально-смысловое отношение к объекту (явлению, событию) проявляется как замысел – системообразующий фактор. Для реализации замысла субъект подбирает слова (элементы) и выстраивает их определенным образом (структурирует). Возникает новая система – вербальный образ. Структурная организация избранных слов создает системное свойство, которое и производит системный эффект – вызывает у читателя необходимую автору эмоционально-смысловую реакцию.

То есть, чтобы такая реакция «состоялась», должны быть выполнены «управленческие-интегрирующие» действия – нужно оценить, отобрать и структурно организовать отдельные элементы. Как указывалось выше, эти действия – так как именно они создают из отдельных элементов систему, обладающую необходимым системным свойством и обеспечивающую достижение системного эффекта (результата) – являются системообразующими и традиционно рассматривались как воображение.

Исходя из вышесказанного, комплекс действий, выполняемых «воображением» при сознательной творческой деятельности, можно рассматривать как системообразующую (управленческую-интегрирующую!) функцию и обозначить её как креативный синтез. Специфика креативного синтеза как высшей психической функции заключается в том, что он представляет собой комплекс интегративных управленческих действий (по оценке, отбору и структурированию элементов в систему), выполняемых субъектом при решении творческих задач.

Применение функционально-системного подхода, таким образом, позволяет согласовать различия и противоречия в существующих взглядах на психологическую природу «воображения» и рассматривать его в сознательном творческом процессе как креативный синтез – комплекс операций, реализующих системообразующую функцию и образующих новые системы различных уровней сложности.

Страницы: 1 2 3 4 5 

Еще по теме:

Типы старения и определяющие их условия
Анализируя жизнь человека в поздние годы, нужно четко различать его физическое и личностно-психологическое старение. Теряя физические силы, индивид может сохранить способность прогрессивно развиваться как личность. Одним из основных призн ...

Проблема выбора у индивидов разных возрастов и типов личностей
В процессе жизнедеятельности человек не пребывает в информационном вакууме, поэтому, принимая какое-либо решение должен определить для себя основания выбора. На языке формальной логики это звучит следующим образом: прежде чем вынести суж ...

Применение психодиагностики в оценке служащих ОВД России
Итак, мы выяснили, что психодиагностика – это совокупность приемов, позволяющих оценить психику человека. Она позволяет выявить личные качества человека, его психологическое состояние в определенном промежутке времени, а также предрасполо ...