Феминизм

Страница 2

Доминирование лидерской позиции над гендерным фактором

1) Ситуационно-должностной подход на первое место ставит позицию человека в официальной структуре, должность, должность, которую он занимает в организации, а не пол. Постулируется, что мужчины и женщины. Выполняющие одни и те же лидерские роли, занимающие одни и те же менеджерские должности, не будут отличаться друг от друга ни по поведению, ни по лидерской эффективности. Однако ситуативные переменные могут способствовать тому, что гендер становится значимым фактором, и женщины-лидеры (с их меньшей властью, влиянием и ресурсами) в этом плане проигрывают по сравнению с мужчинами. ([2] стр. 90)

2) Статусная теория (или теория ранговых ожиданий). Поведение человека в деловых ситуациях в малых группах объясняется его статусом в больших группах и в обществе в целом: поскольку статус в обществе не равен для разных полов или рас, то и в деловом мире мужчина, согласно стереотипам, изначально воспринимается как высокостатусный, а женщина – как низкостатусный индивиды. Высокостатусного индивида оценивают как более компетентного и имеющего более желательные атрибуты по сравнению с низкостатусным, поэтому первому предоставляют более благоприятные возможности для того, чтобы хорошо выполнять работу и влиять на других людей. В результате он действительно становится более влиятельным. Эта теория объясняет множество эмпирических данных, обнаруживающих как сходство, так и различие лидеров разного пола по эффективности, стилям, речевому поведению в деловых ситуациях, причем, в отличии от других направлений, она предсказывает действие гендерного эффекта и в лабораторных, и в полевых условиях. ([2] стр. 91)

3) Одной из наиболее распостраненных зарубежных теорий лидерства остается бихевиористская динамическая модель обмена в диаде “лидер - исследователь” (“leader – member exchance” – LMX) Г.Граена с соавторами: лидер формирует уникальные взаимоотношения с каждым подчиненным (как систему обменов). Считается, что женщинам-лидерам труднее формировать отношения высокого LMX с мужчинами, чем их коллегам противоположного пола, поскольку симпатия возникает скорее между индивидами, имеющими сходство между собой. Однако в исследованиях такие женщины оказались способными устанавливать отношения высокого LMX, в частности, с мужчинами-подчиненными. ([2] стр. 92)

4) Вероятностная модель лидерства, разрабатываемая Ф.Фидлером и его последователями, хотя и редко обращается к половым различиям, постулирует, что женщины и мужчины будут отличаться по лидерской эффективности лишь в том случае, если будут использовать различный лидерский стиль. ([2] стр. 92)

Равноценность гендерного фактора и лидерской позиции

1) Концепция информационной обработки Д. Гамильтона и связанная с ней теория схемы С. Тейлора и Дж. Крокера разрабатываются в рамках когнитивного подхода. Человек стремится упорядочить свое знание об окружающем мире и прибегает при этом к схемам. При обработке социальной информации используются три типа схем: а) личностные, б) ситуационные и в) ролевые. Последние могут быть связаны с полом (гендерная роль) или с должностью, позицией в группе (к примеру, лидерская роль). Схема позволяет быстро опознать стимул и предсказать его поведение. Так рождаются стереотипы в восприятии окружающих: о том, как должны вести себя мужчины и женщины (гендерный стереотип), и о том, каким должен быть лидер, менеджер (лидерский стереотип).

Множество исследований посвящено изучению влияния стереотипов на восприятие различных аспектов поведения мужчин и женщин в роли лидеров. При этом выясняется, что лидеры не соответствуют либо гендерному, либо лидерскому стереотипу.

Кэтрин Бэртол и Д. Мартин объясняют противоречивость эмпирических данных, полученных в лабораторных и полевых исследованиях, с помощью указанной теории. В лабораторных условиях проявляется гендерная схема: женщина считается непригодной для роли лидера и сама отказывается от этой роли в присутствии мужчин; в организациях же в отношении женщины-лидера действует скорее лидерская, чем гендерная, схема и окружающие оценивают ее одинаково с мужчиной. ([2] стр. 92)

2) Социально-ролевая теория гендерных различий лидеров разрабатывается известной американской исследовательницей Эллис Игли с 1987 г. Чтобы быть принятым обществом, мужчины и женщины-лидеры должны вести себя соответственно их гендерной роли и в своём поведении и мотивации соответствовать гендерному стереотипу. С другой стороны, роль лидера также предъявляет свои требования к индивиду. И поскольку, согласно стереотипом, эта роль является маскулинной, женщины-лидеры будут испытывать конфликт между гендерной и лидерской ролями. Негативные предубеждения против женщин-лидеров могут вызвать у них снижение саиооценки, неуверенность в себе и, соответственно, ухудшение продуктивности работы. Хотя эта теория достаточно популярна, она не способна объяснить те результаты, когда женщины и мужчины ведут себя одинаково, занимая одни и те же лидерские позиции. И все же именно она, как и статусная теория, представляется нам наиболее перспективными. Однако пока не появилось теории, объясняющей все экспериментальные факты. ([2] стр. 93)

Страницы: 1 2 3

Еще по теме:

Агрессия
Под “агрессией” психологи понимают поведение, цель которого – причинение вреда. Во всем мире охота, борьба с опасностью или с неприятелем является в основном мужской прерогативой. По данным опросов мужчины более терпимы к агрессии, нежели ...

Агрессивность
Агрессивность, как свойство личности, является социально приобретенным продуктом социализации. Отдельные врожденные характеристики (тип высшей нервной деятельности, гормональный статус и т.д.) в процессе развития могут оказывать влияние н ...

Потребность в общении как фактор развития взаимоотношений.
Что сплачивает людей в группу, что заставляет их сближаться? Иными словами, какова внутренняя психологическая причина того, что люди вступают между собой в личный эмоционально насыщенный контакт? Такой внутренней основой личных взаимоотно ...