Диагностика детской одаренности

Информация о психологии » Проблема детской одаренности » Диагностика детской одаренности

Страница 2

В работе педагоги опирались на принцип минимальной достаточности содержания методик для наиболее эффективного и адекватного отслеживания развития внутреннего потенциала личности воспитанников. Поэтому методики охватывают познавательную и личностную сферу развития, а также поведенческую характеристику ребенка, что позволяет определить приоритетную сферу его интересов.

Ученые предлагают комплект методик, дающих возможность педагогу самостоятельно выявлять и регулярно отслеживать развитие интеллектуальных и творческих способностей воспитанников.

Первая методика направлена на оценку педагогом качеств по следующей системе: низкий уровень

(данное качество не проявляется совсем), уровень ниже среднего

(данное качество проявляется, но достаточно редко), средний уровень

(данное качество в равной степени как проявляется, так и не проявляется), уровень выше среднего

(данное качество проявляется часто, но не всегда), высокий уровень

(качество проявляется всегда). К этим качествам относятся память, внимание, способность к анализу и синтезу, продуктивность, гибкость, оригинальность мышления, перфекционизм (старательность).

К каждому из качеств приведена подробная характеристика.

Например,

память. Способность ребенка быстро запоминать и долгое время удерживать в памяти различную информацию (либо слуховую, либо зрительную, либо двигательную). Например: «Эта птичка похожа на ту, которую мы видели здесь прошлой зимой?» («Маленький компьютер». Здесь и далее в скобках указывается образное название ребенка с высоким уровнем развития того или иного качества).

Также психологами используются игры-упражнения для развития словесно-логического и объемно-пространственного мышления, различные конкурсы на выявление тех или иных признаков одаренности. Например, такие:

«Необычная карусель»

На доске или на листе бумаги рисуется модель карусели с каким-либо словом в центре, например со словом «солнце». Педагог предлагает детям «прокатить» свои слова на карусели, но оговаривает следующее условие: «Прокатить сможет только тот, кто придумает рассказ, связывающий его слово со словом "солнце"».

В конце игры снова происходит обсуждение рассказов, и ребенок, придумавший наиболее интересный рассказ, получает поощрительный приз.

«Я - чертежник»

Оборудование.

Демонстрационная модель призмы или другой геометрической фигуры и раздаточные модели мелких объемных фигур трех-четырех видов.

С детьми проводится беседа, в которой объясняется необходимость выполнения точного чертежа перед тем, как токарю выточить деталь, строителю построить дом и т.д. После этого детям предлагается попробовать себя в роли чертежника и сделать чертеж имеющихся демонстрационных фигур.

В последующей беседе и небольшом экспериментировании (сравнение призмы и прямоугольника) дети и педагог выясняют, что в чертеже должно быть три части: вид сверху (снизу), фас, профиль, - и чертят чертеж данной фигуры.

Затем детям раздаются маленькие несложные фигуры или модели геометрических фигур для самостоятельного исполнения чертежа.

Усложнение 1. Перед детьми ставятся три фигуры, обозначенные цифрами, а у каждого ребенка на столе лежит листочек с номером той фигуры, чертеж которой ему предстоит сделать.

После окончания работы дети меняются своими чертежами. Им предлагается определить номер фигуры, чертеж которой сделал их товарищ.

Усложнение 2. А. На столе у педагога несколько фигур, а на столе у каждого ребенка - чертежи этих фигур. Дети должны определить, какой из фигур соответствует чертеж каждого из них.

Б. «Найди части целого». Перед детьми вывешивается плакат с изображением частей какой-либо фигуры. Внизу нарисована одна из частей. Детям дается задание: «Найдите фигуру, которая при соединении с данной фигурой образует круг (квадрат и т.д.)».

Кульминацией развивающей работы с детьми, по мнению психологов могут служить так называемые конкурсы интеллектуалов.Они дают детям возможность посоревноваться и продемонстрировать родителям методы и приемы развития их интеллектуальных и творческих способностей.

Страницы: 1 2 3

Еще по теме:

Стресс, причиной которого является школьная система
Интересный принцип анализа школьной системы предлагают Льюис и Перки (1978). Они вводят понятия «школа-семья» и «школа-фабрика», противопоставляя их как в плане общей атмосферы и организации, так и в плане образа жизни и характера Я-конце ...

Социализация в семье
Социализация - постепенное расширение по мере приобретения индивидом социального опыта сферы его общения и деятельности, как развития саморегуляции и становления самосознания. Как в отечественной, так и зарубежной психологии традиционно ...

Цели и установки школы в возникновении стресса
Доминирующей ценностью в системе образования являются успехи в учебе. Все, что делает школьник изо дня в день, оценивается сквозь призму успешности решения учебных задач. В результате его Я-концепция постепенно оказывается пронизанной цен ...