Применение теории Пиаже к практике образования

Страница 2

Основная ориентация — на ребенка. При таком подходе основой преподавания в классе стала бы ориентация на нужды ребенка, а не учебный план или какую-нибудь государственную программу контроля качества образования. Выбор учебных возможностей, а не строго определенный и предписанный ряд навыков, которыми надо овладеть, соответствовал бы уровню развития, на котором находится ребенок. Ориентация на ребенка отразилась бы также на подходе к оценке, которая была бы индивидуализирована и основана, прежде всего, на наблюдении ребенка, а не на какой-либо крупномасштабной или строгой проверке знаний. В итоге многие дети занимались бы выполнени­ем разных учебных заданий в одно и то же время. Обучение осуществ­лялось бы в значительной мере индивидуально или в маленьких груп­пах, а не путем преподавания чего-то всему классу.

Подход, использующий ориентацию на ребенка, отличается также от прямого обучения тем, что учитель здесь не является первичным источником обучения (как это обычно бывает при преподавании всему классу, преподавании по типу лекции), а действует вместо этого как направляющий обучения. Учитель находится в классе, чтобы отвечать на индивидуальные вопросы учеников и действовать в качестве «гида», в то время как каждая малая группа детей занята выполнением разных учебных заданий, используя для этого различные источники сведений в своем окружении.

Основное внимание - на развитие мыслительных схем. В подходящее (с точки зрения развития мышления ребенка) время преподавание ма­тематики и естественных наук, в частности, сосредоточит основное внимание на том, чтобы помочь детям развивать у себя и использовать схемы мышления для помощи в решении различных задач. Например, в 1-3-м классах детей можно было бы учить правильно ре­шать задачи на сохранение. В 4—6-м классах концептуальный акцент делался бы на задания, связанные с сериацией, инверсией, классификацией, конкретного соответствия. Начиная с последних классов школы, основное внимание уделялось бы преподаванию того, как нужно мыслить и рассуждать логически, а не просто запоминать наизусть факты и формулы. В каждом случае преподаватель стремился бы помочь учащимся развить схемы, которые позволяли бы им понимать, объяснять явления окружающего мира.

То, что развивается, — это мыслительные схемы, организационные структуры, представляющие собой интеллект. Интеллект исполь­зуется для выполнения операций, или координированных рядов действий, направленных на то, чтобы справляться с предметами и событиями.

Чтобы применить принципы Пиаже к практике обучения, учителя должны принять на вооружение процесс учения путем самостоя­тельного исследования - посредством конструктивного и активного занятия с учебными материалами - и организовать учебную среду так, чтобы она состояла из учебных центров, или мест, где можно выполнять конкретные учебные задания. Кроме того, учебный план должен характеризоваться использовани­ем тем или комплексных междисциплинарных элементов знания как средств обучения навыкам предметного типа. Обучение долж­но ориентироваться на ребенка, а не на учебный план или на учите­ля и в большой степени основываться на использовании как инди­видуального обучения и оценки, так и обучения и оценки, учащих­ся в небольших группах. Наконец, содержание учебных материалов должно ориентировать­ся на развитие мыслительных схем, таких, как схемы сохранения, сериации и классификации в младших и средних классах и фор­мальных, абстрактных схем, используемых для решения задач, - в старших классах.

Страницы: 1 2 3 4

Еще по теме: