Таким образом, феномен отцовства, как и проблема оптимизации развития личности, исследуется в широком спектре проблем и вопросов, особенно за рубежом, однако сложность и многогранность данной проблемы, трудности в построении экспериментальных исследований, необходимость теоретического, социально-культурного и философского осмысления феномена отцовства, а также глубина и связь данного феномена с вопросами социологии, социальной психологии, психологии развития, психологии личности, антропологии, истории, культурологи, генетики, педагогики и многих других наук обусловливает малую изученность многих аспектов данной проблемы.
Анализ литературы, посвященной проблемам семейной психологии, показал, что, несмотря на то, что проблема широко исследуется, единого мнения относительно структуры феномена отцовства не существует. Нет даже четкого определения, т.к. данный феномен не исчерпывается такими понятиями, как «роль», «статус», «чувства», «мотивация», «ценностно-мотивационная» или «потребностная сфера» или «самооценка».
Однако изучение феномена отцовства неразрывно связано с понятием «родительство», достаточно сложно определяемым, но в то же время более широким, чем понятие «отцовство».
И.С. Кон определяет родительство как систему взаимосвязанных явлений, включающих: а) родительские чувства, любовь, привязанность к детям; б) специфические родительские роли и нормативные предписания культуры; в) обусловленное тем и другим реальное поведение, отношение родителей к детям, стиль воспитания.
Р.В. Овчарова считает, что родительство - это социально-психологический феномен, представляющий собой эмоционально и оценочно окрашенную совокупность знаний, представлений и убеждений относительно себя как родителя, реализуемую во всех проявлениях поведенческой составляющей родительства.
Российский социолог Т.А. Гурко обращает внимание, что в англоязычной литературе существует два термина, определяющих родительство: термин «parenthood» используется в анализе институциональных характеристик родительства, термин «parenting* — для раскрытия родительских ролей, одобряемых конкретной культурой моделей обращения с детьми.
Само же отцовство определяется в основном через введение общих научных терминов, которые позволяют выделять сложность изучаемого феномена.
Р.В. Овчарова подчеркивает, что отцовство является системным образованием, имеющим свою структуру и функции. Т.В. Архирева считает, что отцовство — открытая система, имеющая свою достаточно устойчивую структуру, — компоненты, связи и уровни, а также осуществляющая взаимосвязь с окружающей средой, в результате чего возможно развитие данной системы[3].
Для дальнейшего изучения отцовства необходимо четкое определение данного феномена, не основывающееся на отдельных понятиях, таких, как «чувство», «инстинкт», и в то же время конкретно определяющее специфические особенности явления.
Мы полагаем, что «отцовство» можно определить, как категорию психология личности, отражающую основные этапы развития личности, характеризующую комплекс интегральных, социальных и индивидуальных характеристик личности, проявляющихся на всех уровнях жизнедеятельности человека: эмотивно-аксеологическом, когнитивном и операциональном; включающую в себя оценочный компонент и необходимость выполнения следующих функций: защитной — как кормилец и защитник; презентативной - как персонификация власти, воспитатель и высший дисциплинизатор; ментальной - как пример для подражания; социализирующей — как наставник во вне семейной общественной деятельности и отношениях, транслятор социальных норм, фигура, обеспечивающая связь поколений.
Еще по теме:
Причины и последствия разводов
СЕМЬЯ — основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью. Как устойчивое объединение возникает с разложением родового строя. Первая историч ...
Проблема души и духовности в Средневековой религиозной психологии
Под "Средневековьем" обычно понимают период развития общества, охватывающий ряд столетий от падения Римской Империи в 476 году и продолжавшийся до конца существования Византии (1453 год). В социально-экономическом плане это эпох ...
Зарождение нового времени
Следующий значительный сдвиг в теории образа был сделан Рене Декартом в XVII столетии. Он был первым философом нового времени, совершившим решительный прорыв в схоластических воззрениях XIII-XIV веков. Идеи, выдвигаемые Декартом в его тру ...
Навигация