Проблема души и духовности в Средневековой религиозной психологии

Информация о психологии » Проблема души и духовности в Средневековой религиозной психологии

Страница 1

Под "Средневековьем" обычно понимают период развития общества, охватывающий ряд столетий от падения Римской Империи в 476 году и продолжавшийся до конца существования Византии (1453 год). В социально-экономическом плане это эпоха феодализма.

Средние века характеризовались тем, что к этому времени уже закончился переход от политеизма к монотеистической религии. Такая религия требовала новых "истин". В странах Западной Европы, возникших в результате распада Римской империи, таковым явилось христианство. Оно зародилось как еретическое движение в иудаизме, затем окончательно отошло от него, стало обретать всё большее значение в духовной жизни многих стран и было признано в качестве официальной религии во время правления Константина Великого (324 год н.э.). Установление союза светской власти с христианством укрепило церковную организацию этой религии в политическом, экономическом, а также мировоззренческом отношениях. Философы всё больше ориентировались на те или иные установки христианства (особенно в нравственно-этической сфере), их умозрительные утверждения. Во все сферы жизни общества стал интенсивно проникать понятийный аппарат религии. Тенденция к союзу теологии и других наук говорит о преходящем характере того грубого насилия церкви, которое она предпринимала к инакомыслию.

В философии средневековья выделяют два периода:

1) Патристика - система теолого-философских взглядов "отцов церкви", обосновывающих и разрабатывающих идеи христианства (IV-VIII века).

Представления о душе и духовности в средневековье складывается в работах такого знаменитого теолога как Августина Блаженного (354 - 430 гг. н.э.). Он выдвинул положение: познай Бога и собственную душу; Бога - через душу, душу - через Бога. Углубление в себя и есть путь к Богу. Чем лучше человек познает самого себя, тем ближе он к Богу. Одно из препятствий на этом пути - отсутствие полной истинности перед самим собой и перед Богом. Он обнаружил в "Исповеди" (так называлась его работа), что, стремясь к нравственности, он всё-таки не в силах постоянно быть искренним перед самим собой и Богом и склонен обманывать даже самого себя и Бога [1]. Установив это, Августин указал, что понимание данного обстоятельства, как ничто другое, свидетельствует о подлинной реальности самого себя. И он формирует тезис: "Я ошибаюсь, следовательно, я существую". Обман, однако, можно в конце концов преодолеть в минуты прозрения, в подчинении собственной воли воле Бога.

Августин Блаженный решал две проблемы: динамика общечеловеческой души и динамика личности. "Исповедь" - исследование самосознания личности, её психологических состояний. Он рисует внутренний мир личности с младенческих лет и до утверждения человека как христианина. Человеческая душа, по Августину, наделена мыслью и памятью. Это разумная душа. Вера должна предшествовать рациональному постижению, его знаменитое credo ut inteligan (верю, чтобы понимать) было повторено некоторыми схоластиками.

Ему претит всякое насилие над личностью. Августин выдвигает принцип свободы личности. Человек действует свободно, но всё, что он делает, делает через него Бог. А бытие Бога можно вывести из самосознания человека. Августин показал роль самосознания для личности. Ведь Я - это закрытое существо, которое отделено от внешнего мира и даже закрывается от него. Августин пытается определить сущность и меру времени и приходит к выводу: "в тебе, душа моя, измеряю я время. Впечатление от проходящего мимо остаётся в тебе, и его-то сейчас я и измеряю" [2]. Истина обитает во внутреннем мире человека. Внутреннее время, соответствующее непреходящим божественным ценностям человеческой души и есть наш ориентир в зыбком океане обыденности. Душа, ориентированная в себя, позволяет также различать добро и зло.

Страницы: 1 2 3 4

Еще по теме:

Психика и особенности строения мозга
Психика является продуктом деятельности коры больших полушарий головного мозга. Эта деятельность называется высшей нервной деятельностью. Открытые И.М. Сеченовым и И.П. Павловым и их последователями принципы и законы высшей нервной деятел ...

Исследование стресса в психологической науке
Первое научное объяснение понятию стресса было в 1936 году, когда канадский физиолог Ганс Селье ввел этот термин в психологическую науку и создал свою концепцию стресса. Автор показал независимость процесса приспособления организма челове ...

Общее представление об активности
Понятие «самоопределение» уже по своему звучанию – «самоопределение» – предполагает самостоятельность человека, поэтому важно разобраться, какова природа такой самостоятельности, природа внутренней активности самоопределяющейся личности. ...