Очень популярной является и на сегодняшний день теория когнитивного диссонанса Л.Фестингера. Основные понятия этой теории: диссонанс – отрицательное эмоциональное состояние, возникающее в ситуации, когда человек располагает психологически противоречивой информацией об объекте; консонанс – позитивное эмоциональное состояние, возникающее, когда ожидания человека подтверждаются. Чтобы избавиться от состояния когнитивного диссонанса, человек может занизить уровень ожиданий, попытаться получить новую информацию, которая бы отвечала прежним ожиданиям, либо изменить содержание ожидания.
Не менее известная теория личностных конструктов Дж.Келли является подходом к пониманию внутреннего мира людей путем выяснения конструктов – системы дихотомичных понятий, с помощью которых человек познает мир и устанавливает межличностные отношения. Конструкт – это своеобразный классификатор – шаблон нашего восприятия других людей и себя. Человеческие эмоции при этом рассматриваются как особые переходные состояния системы личностных конструктов. Например, состояние тревоги, беспомощности, неопределенности возникают у человека, если он понимает, что присущие ему конструкты не пригодны для предвидения событий, с которыми он сталкивается.
Еще по теме:
Новое понимание реальности, существования и человеческой природы
Наблюдения, описанные в предыдущем разделе, особенно те, что относятся к трансперсональным переживаниям, явно не совместимы с базисными положениями механистической науки. Они столь состоятельны и поступают из столь многочисленных источник ...
Проблемы взаимоотношений подростков со взрослыми.
Отрочество- период, когда подросток начинает по - новому , оценивать свои отношения с семьёй. Стремление обрести себя как личность порождает потребность в отчуждении от всех тех, кто привычно из года в год оказывал на него влияние, и в пе ...
Развитие возрастных психологических новообразований
Основным понятием данной периодизации было понятие возрастных психологических новообразований. По мысли Л.С. Выготского, возрастные психологические новообразования ответственны за "совершенно своеобразное, специфическое для данного в ...
Навигация