Конфликт, классификация конфликтов

Информация о психологии » Проблемы взаимодействия людей » Конфликт, классификация конфликтов

Страница 2

За непосредственными социально-психологическими причинами выделяют такие виды межличностных конфликтов:

• конфликты, вызванные недоразумениями в передаче и восприятия информации (отсутствие или недостаток информации; ошибочная информация; различия в понимании важности информации; различия в интерпретации информации; непохожесть в порядке и способах оценки информации);

• конфликты, вызванные особенностями взаимодействия (выразительные эмоции; неправильное толкование и стереотипность мышления; отсутствие обратной связи; часто повторяющиеся негативные поступки, различия в критериях оценки идей и поведения и т.д.);

• конфликты, возникшие на уровне служебно-коммуникативной взаимодействия, т.е. «вертикальные» и «горизонтальные» (первые могут быть типа «работник - руководитель» или наоборот, в зависимости от того, кто является инициатором конфликта, а вторые - типа «работник - работник »; инициатива может идти от одного из сотрудников или же от обоих одновременно).

По признаку «объективность - субъективность причины» конфликты разделяют на деловые (в основе делового конфликта лежит вполне конкретная объективная причина, связанная с предметно-деловыми разногласиями) и эмоциональные (источники эмоциональных конфликтов кроются прежде всего в личностно-прагматических интересах оппонентов, их психологической несовместимости.

Среди общих причин возникновения конфликтов, связанных с психологическими и социально-психологическими особенностями участников межличностные взаимодействия, можно назвать следующие:

• ценностные факторы (принципы, которые провозглашает человек или отвергает; личностные системы убеждений, верований и т.п.);

• особенности отношений, связанных с чувством удовлетворения от взаимодействия или его отсутствием (учитываются их основа, сущность, баланс силы, значимость для себя и других, продолжительность, совместимость / несовместимость сторон и др.);

• поведенческие факторы (ущемлению интересов, пидривання самооценки, эгоизм, безответственность, несправедливость, скептицизм, сосредоточение внимания на мелочах, грубость, давление и т.д.);

• незнание тех или иных характерологичних, психологических свойств другого лица;

• неправильное толкование мыслей, поступков (отсутствие неформального общения, в результате чего создается поверхностное представление о собеседника; психологическая скованность, неумение или боязнь продемонстрировать свои истинные качества; психологическая насыщенность, когда однообразие лиц, условий работы, ритма труда вызывает негативные эмоции);

• несоблюдение общепринятых моральных норм, переоценка собственных возможностей и недооценка возможностей других. Динамика протекания конфликта зависит от поведения его оппонентов. Поскольку люди неодинаково ведут себя во время конфликта, то вопрос, который является предметом разногласий, может решаться как в форме советы, просьбы, так и в форме коренной ломки взаимоотношений. Известны такие формы протекания конфликта:

• открытый конфликт, который характеризуется очевидным, ярко выраженным, эмоционально насыщенной столкновением сторон;

• скрытый конфликт (реальные различия скрываются оппонентами за внешне безупречными формами отношений);

• так называемый «слепой» конфликт (один или оба участника вообще не осознают его наличии);

Страницы: 1 2 3

Еще по теме:

Коммуникативная и ролевая структура малой группы
Однако если последовательно рассматривать группу как субъект деятельности, то и к ее структуре нужно подойти соответственно. По-видимому, в данном случае самое главное — это анализ структуры групповой деятельности, что включает в себя опи ...

Развитие самосознания.
Вопрос о том, является ли индивид субъектом с развитым самосознанием и выделяющим себя из окружения, осознающим свое отношение к нему как отношение, нельзя решать метафизически. В развитии личности и ее самосознания существует ряд ступене ...

Истерический невроз
Истерия (греч. hysthera — матка) — более сложный невроз, основу которого составляют особенности поведения, зависящие от повышенной эмоциональности и внушаемости. Истерия чаще возникает у лиц с истерическим складом характера, преимуществе ...