Половые роли в детстве

Половая дифференциация » Половые роли в детстве

Страница 2

С точки зрения структурной гипотезы, рассматривающей отношения между полами с позиции силы, нетерпимость к проявлению у мальчиков поведения, свойственного девочкам, - это способ подчеркнуть более высокое общественное положение мужчин по сравнению с женщинами.

Мнение, что для девочки быть похожей на мальчика - это «повышение», означает признание неравенства половых ролей. С этих позиций можно объяснить и другие способы укрепления межполовых границ. Б.Торн называет взаимоотношения между мальчиками и девочками, служащие для усиления межполовых границ, «пограничными действиями».[6] Он выделяет несколько видов их: соперничество полов, игры с преследованием, ритуалы загрязнения (при этом другой пол считается «грязным») и вторжение в игру. По его наблюдениям, «пограничные действия» асимметричны хотя бы потому, что мальчики, занимая в 10 раз больше места на игровой площадке, чем девочки, гораздо чаще вмешиваются в чисто девчачьи игры, девочки же, если и делают подобное, то обычно просят разрешения. Вторжения мальчишек настолько привычны, что девочки вырабатывают оборонительную тактику, охраняют свою игру, прогоняют мальчиков и жалуются взрослым. Ритуалы загрязнения почти всегда направлены против девочек, т.к. мальчики считают их заразными или «вшивыми», и этим поддерживают табу на игру с девочками. Всё это призвано подчеркнуть более высокое положение мальчиков.

Для того чтобы понять, как структура половых ролей меняется с возрастом, необходимо иметь в виду одну особенность, непосредственно не связанную с разделением полов, – противоречивость требований, предъявляемых к роли. Она наблюдается в обеих половых группах, но в различной форме. Противоречие для девочек – между традиционным и современным, между ролью домохозяйки и деловой женщины. Это, без сомнения, следствие исторических изменений. Противоречие для мальчиков – между мальчишеским идеалом «борьбы и приключений» и более обыденной деятельностью известных им взрослых мужчин.

У мальчиков сосуществуют две мужские роли: вымышленная мальчишеская роль и взрослая роль известных им мужчин. Когда у 8-11-летних спрашивали, что должны делать мальчики, получали следующие ответы. Уметь драться, если встретишься с бандитом, быть сильным, быстро бегать, играть в разные игры, играть в «крутые» игры, быть «крутым», самостоятельным, уметь лазить и разводить огонь.[7] Последние исследования подтверждают особую важность для мальчиков физической активности. Всё это имеет мало общего с требованиями, которые предъявляются к взрослым мужчинам. Тем не менее, ясно, что мальчикам с малых лет известна действительная роль взрослых мужчин.

Страницы: 1 2 

Еще по теме:

Обзор литературных источников
С момента появления цветового теста Люшера прошло почти полвека. За свою историю тест получал самые разные оценки: от восторженных, до уничтожающих. Автор теста - швейцарский психолог Макс Люшер (Max Luscher). Родился М. Люшер в Базеле ( ...

Причины конфликтов
У всех конфликтов есть несколько причин. Основными причинами конфликта являются ограниченность ресурсов, которые нужно делить, взаимозависимость заданий, различия в целях, различия в представлениях и ценностях, различия в манере поведения ...

Роль предметных игр в развитии детей раннего возраста
В игре у ребенка раскрываются те его возможности, которые еще не реализуются в реальной жизни. Это как бы взгляд в будущее. В игре ребенок бывает сильнее, добрее, выносливее, сообразительнее, чем во многих других ситуациях. И это естестве ...