Развитие научных взглядов на межличностное взаимодействие

Страница 2

В 1913г. В. Меде разработал программу исследования сотрудничающих групп. Он поставил ряд лабораторных экспериментов в группах из 2-3 и до 16 человек. Его результаты показали общее повышение работоспособности в условиях изолированной деятельности в группе. При этом благотворное влияние испытывали в большей степени слабые члены группы. Но возрастание их работоспособности с избытком покрывало снижение работоспособности у сильных [29].

С 1907 г. К.С. Станиславский работал над системой подготовки актера во взаимодействии с другими создателями спектакля, давшей много ценного для дидактики групповых творческих методов.

К середине ХХ века значимость межличностного и группового влияния на развитие личности не вызывала сомнений. Стали появляться теории, развивающие различные аспекты межличностного взаимодействия. В том числе большое внимание уделялось изучению влияния группы на индивида, а также методам активного группового психологического воздействия.

Развитие подходов к активным групповым методам в России и в западных странах значительно отличается друг от друга.

До XIX-XX столетий поведение людей в группах систематически не изучалось. Развитие и использование групп в целях позитивных индивидуальных изменений было в большей степени обусловлено возрастанием знаний проблем, связанных с человеком [29; 38].

В западных станах

интенсивнее всего активные групповые методы развивались в сфере медицины с целью оказания психологической помощи. В США первоначально ориентация на групповую терапию называлась «репрессивно-вдохновляющей», и она доминировала в начале XX столетия [56].

Творцом теории и практики психотерапии, в том числе групповой, считается австрийский врач Ф. Месмер. Он осуществлял лечебные воздействия в группе, в которой в процессе выполнения им различных мероприятий у пациентов возникали, в частности, гипнотические явления. В последующие десятилетия на применение гипноза в медицинской и психотерапевтической практике влияли две противоположные тенденции: его популяризации способствовал факт несомненной эффективности этого метода, как помогающего при многих нарушениях; сомнение в нем или прямое его отрицание были связаны с нападками на концепцию реактивности характера человека, управляемого окружением или другими внешними силами.

Такой образ человека не был также чужд концепциям творцов терапевтической идеологии, действовавших одновременно с Ф. Месмером в англосаксонских странах. Поскольку они выросли на почве протестантской и пуританской культуры и мировоззрения, то подчеркивали значение передачи пациентам собственных ценностей и образцов поведения.

Одним из первых специалистов, также практиковавших «репрессивно-вдохновляющий» подход был Джозеф Пратт, бостонский врач – интерн, лечивший больных туберкулезом, которые не могли себе позволить пребывание в стационаре. Его пациенты вели дневники, свидетельствующие о положительных сдвигах в болезни, формировании способности к групповому сплочению, заботе друг о друге. Первоначально Пратт рассматривал групповую форму в своей врачебной практике как экономически выгодную и не видел в ней терапевтических возможностей. Лишь в 1930 г. он пришел к убеждению, что в психотерапии главная роль принадлежит группе, ее воздействие сводится к эффективному влиянию одного человека на другого, и разработал методику групповой терапии для людей, не имевших соматических нарушений.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Еще по теме:

Понятие "пограничные психические расстройства" в детско- подростковом возрасте
Проблема пограничных нервно-психических расстройств в связи с трудностью определения их границ и классификации до сих пор остается дискуссионной (Дмитриева Н.В., Морозов В.И., 1980; Захаров А.И.,1991; Ковалев В.В.,1995; Лебединский В.В., ...

Исследование уровня тревожности
Опросник Ч.Д Спилберга ( методика адаптирована Ю.Л. Ханиным ) Теоретические сведения: Под тревожностью понимается особое эмоциональное состояние, часто возникающее у человека и выражающееся в повышенной эмоциональной напряжённости, сопр ...

Когнитивная составляющая Я – концепции
Представления индивида о самом себе, как правило, кажутся ему убедительными независимо от того, основываются ли они на объективном знании или субъективном мнении, являются ли они истинными или ложными. Конкретные способы самовосприятия, в ...