Развитие научных взглядов на межличностное взаимодействие

Страница 4

В 1947 году, в год смерти К. Левина, трое его студентов – К. Бенн, Л. Брендфорд и Р. Липпет - начали серию исследований в Бетеле, штат Мейн. В результате они создали Национальную лабораторию тренинга, представлявшую собой первую организацию, связанную с деятельностью, так называемых групп сензитивности и Т-групп.

В середине 50-х годов ХХ века В. Беннис и Г. Шеппард сформулировали теорию группового развития, которая выходила за рамки психоаналитической традиции. Теория Бенниса и Шеппарда построена на осмыслении процессов, происходящих в Т-группах или группах тренинга человеческих отношений. Такие группы впоследствии получили широкое распространение и активно применяются в западном обществе до настоящего времени. Сейчас Т-группы считают одним из видов социально-психологического тренинга. В основе практики Т-группы лежит групповая дискуссия. Предметом дискуссии являются реальные межличностные отношения участников, а задачей является изучение самой группой ее динамики через анализ происходящих в ней процессов.

Согласно положениям его основоположников тренинг является методом формирования, опирающимся на проблемное обучение через действия и опыт. В тренинге используются данные об актуальном поведении участников и о возникающих в группах ситуациях, о попытках изменения, в частности, через взаимодействие. Основные составляющие тренинга - это расширение и углубление сознания и познания участников, изменение их установок посредством сознательного выбора, сотрудничества и совместной ответственности в рациональном решении проблем и выполнении задач, что достигается главным образом через самостоятельную активность участников при минимальном структурировании их деятельности тренером. Рост сознания связан со столкновением мнений и установок с пережитым опытом, с констатацией ошибок и деформаций, открытием реальных фактов, направлением мышления на планирование и предвидение будущего. В результате этого процесса в личности могут произойти изменения в области восприятия себя, социальных ролей, групп и структур.

Очень существенным в рамках концепции К. Левина считались указанные последние изменения: лучшее понимание динамики групп, организационных проблем, способность использовать малые группы для наиболее чёткого функционирования общественных структур. Это послужило важной причиной широкого использования метода Т-групп для формирования управленческих кадров, специалистов, а также ожидания со стороны администраторов ощутимой пользы этого метода для функционирования различных учреждений и организаций.

Параллельно с развитием школы К. Левина и его последователей формировалась и другая школа, объединяющая тех, кто работал с малыми группами. Ее возглавил К. Рождерс из Чикагского университета. Работа этой школы первоначально была связана с подготовкой в послевоенные годы консультантов для Veterans Administration. Основное отличие подхода Роджерса от подхода Левина заключалось в разном отношении к задачам деятельности групп. В 1970 году К. Роджерс писал: «Чикагские группы ориентировались главным образом на личностный рост, а также на развитие и совершенствование навыков межличностной коммуникации. Кроме того, в отличие от созданных в Бетеле групп, они имели преимущественно практическую и психотерапевтическую направленность» [106, 33].

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Еще по теме:

Типы семей
В настоящее время существует такое разнообразие в моделях построения брачных отношений, Что довольно трудно выделить какие-то устойчивые формы. Наиболее часто возникают смешанные модели браков, но при этом можно выделить особенности таких ...

Исследование связи подростков и юношества северного города
Проблемой нашего научного исследования является изучение экономического самоопределения в его связи с личностным самоопределением у контингента юношества промышленного города крайнего севера. Развитие экономического самоопределения неразр ...

Сущность понятия “развитие” в психологии
Принцип развития имеет важнейшее значение для конструирования психологии как науки, ориентированной на изучение объективных закономерностей личности человека и его психики. Развитие психики реализуется в форме филогенеза (становление стру ...