В 1947 году, в год смерти К. Левина, трое его студентов – К. Бенн, Л. Брендфорд и Р. Липпет - начали серию исследований в Бетеле, штат Мейн. В результате они создали Национальную лабораторию тренинга, представлявшую собой первую организацию, связанную с деятельностью, так называемых групп сензитивности и Т-групп.
В середине 50-х годов ХХ века В. Беннис и Г. Шеппард сформулировали теорию группового развития, которая выходила за рамки психоаналитической традиции. Теория Бенниса и Шеппарда построена на осмыслении процессов, происходящих в Т-группах или группах тренинга человеческих отношений. Такие группы впоследствии получили широкое распространение и активно применяются в западном обществе до настоящего времени. Сейчас Т-группы считают одним из видов социально-психологического тренинга. В основе практики Т-группы лежит групповая дискуссия. Предметом дискуссии являются реальные межличностные отношения участников, а задачей является изучение самой группой ее динамики через анализ происходящих в ней процессов.
Согласно положениям его основоположников тренинг является методом формирования, опирающимся на проблемное обучение через действия и опыт. В тренинге используются данные об актуальном поведении участников и о возникающих в группах ситуациях, о попытках изменения, в частности, через взаимодействие. Основные составляющие тренинга - это расширение и углубление сознания и познания участников, изменение их установок посредством сознательного выбора, сотрудничества и совместной ответственности в рациональном решении проблем и выполнении задач, что достигается главным образом через самостоятельную активность участников при минимальном структурировании их деятельности тренером. Рост сознания связан со столкновением мнений и установок с пережитым опытом, с констатацией ошибок и деформаций, открытием реальных фактов, направлением мышления на планирование и предвидение будущего. В результате этого процесса в личности могут произойти изменения в области восприятия себя, социальных ролей, групп и структур.
Очень существенным в рамках концепции К. Левина считались указанные последние изменения: лучшее понимание динамики групп, организационных проблем, способность использовать малые группы для наиболее чёткого функционирования общественных структур. Это послужило важной причиной широкого использования метода Т-групп для формирования управленческих кадров, специалистов, а также ожидания со стороны администраторов ощутимой пользы этого метода для функционирования различных учреждений и организаций.
Параллельно с развитием школы К. Левина и его последователей формировалась и другая школа, объединяющая тех, кто работал с малыми группами. Ее возглавил К. Рождерс из Чикагского университета. Работа этой школы первоначально была связана с подготовкой в послевоенные годы консультантов для Veterans Administration. Основное отличие подхода Роджерса от подхода Левина заключалось в разном отношении к задачам деятельности групп. В 1970 году К. Роджерс писал: «Чикагские группы ориентировались главным образом на личностный рост, а также на развитие и совершенствование навыков межличностной коммуникации. Кроме того, в отличие от созданных в Бетеле групп, они имели преимущественно практическую и психотерапевтическую направленность» [106, 33].
Еще по теме:
Психолого-педагогическая работа с первоклассниками
В рамках психолого-педагогической работы с первоклассниками осуществляются следующие направления деятельности:
психолого-педагогическая диагностика, направленная на выявление особенностей статуса школьников. Такая диагностика в течение п ...
Аспекты половой дифференциации
Как же формируется гендерная идентичность
, то есть сознание своей принадлежности к мужскому или женскому полу у конкретного индивида? В зависимости от того, будем ли мы акцентировать внимание преимущественно на внутренних процессах разви ...
Понятие социально-психологического тренинга
Социально-психологический тренинг (СПТ) – это новая сфера деятельности в России. Новизна ее проявляется, в частности, и в том, что она не имеет вполне устоявшегося названия. В настоящее время существует ряд противоречий и неясностей в опр ...
Навигация