Развитие научных взглядов на межличностное взаимодействие

Страница 5

Для обозначения направления, развитого Роджерсом, используют разные названия: недирективное консультирование, недирективная психотерапия, клиент-центрированная психотерапия. Это направление активных групповых методов также имеет широкое применение и в настоящее время. Метод Роджерса концентрируется на субъективном опыте участников. В работе группы заложен принцип самоактуализации, которая способствует улучшению состояния и развитию личности участников. Тренер или консультант выступает в роли помощника в устранении эмоциональных блоков и препятствий к росту и способствует большей зрелости и усвоению нового опыта [95].

Таким образом, начиная с 40-х годов тренинг как вид активных групповых методов представлял собой отдельное направление, представленное двумя школами. Одна из них была связана с деятельностью К. Левина и использовала малые группы с целью повышения личной и групповой эффективности; вторая – связана с идеями К. Роджерса и использовала группы главным образом для эмоциональной стабилизации и личностного роста.

Итак, развитие представлений о межличностном взаимодействии и активных групповых методов как технологии, основанной на влиянии одной личности на другую, а также на принципе группового воздействия имело ряд этапов. Дж. Рутан и У. Стоун [106], проводя анализ развития тренинговых методов, указывают, что первоначально деятельность психодинамических групп осуществлялась методом проб и ошибок. При этом для объяснения наблюдаемых феноменов специалисты использовали идеи Лебона, Мак-Даугалла, Левина и других, дополняя их теориями личности, прежде всего, теорией Фрейда. Тем не менее, им не удавалось в достаточной степени интегрировать оба подхода; разные исследователи делали акцент либо на групповых феноменах, либо на индивидуальных психических проявлениях. Тесно связанным с практикой применения активных групповых методов, и в частности групп тренинга было представление о том, что межличностное взаимодействие в группе может отражать внутрипсихические конфликты ее членов, а также сопровождаться проявлением групповых процессов. Хотя вплоть до настоящего времени у нас нет общей теории для обоснования своей работы, большинство специалистов сочетает представления о групповой динамике с идеями межличностного взаимодействия и индивидуальной психологии.

В России

в начале ХХ века, как уже было сказано, применение активных групповых методов развивалось в областях медицины, педагогики и андрогогической практике (обучение взрослых). Яркими представителями этих направлений можно считать В.М. Бехтерева, К.С. Станиславского, А.С. Макаренко.

Но механизмы и принципы группового взаимодействия не являлись самостоятельным объектом изучения.

Между первой и второй мировыми войнами формируются принципы коллективной психотерапии. Б.Н. Бирман, М.А. Чалисов разработали методику групповых собраний, А.М. Дружинин и М.Г. Иткин начали создавать амбулаторные группы, применяя в них параллельно групповую и индивидуальную психотерапию.

Но в России и в странах так называемого «социалистического лагеря», кроме упомянутых пионерских попыток в 20-х годах, развитие и широкое распространение активных групповых методов в работе с психически здоровыми людьми несколько запоздали. Работа в области межличностных отношений всегда связана с социальными нормами и ценностями, законами общественного существования. А в период 20-х – 50-х годов в России обсуждение различных механизмов развития личности и влияния группы на индивида было практически невозможным из-за сильнейшего идеологического давления. Законы общественного устройства подразумевали единственно правильный способ функционирования общества как единого целого и не приветствовали развитие личности с ее уникальными способностями и качествами.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Еще по теме:

Предупреждение прямых и косвенных десоциализирующих влияний семьи
С учетом достаточно большого количества причин, обусловливающих функциональную несостоятельность семьи, существуют весьма разнообразные подходы к типологии и классификации таких семей. Мы, в свою очередь, в качестве системообразующего кри ...

Понятие социально-психологического тренинга
Социально-психологический тренинг (СПТ) – это новая сфера деятельности в России. Новизна ее проявляется, в частности, и в том, что она не имеет вполне устоявшегося названия. В настоящее время существует ряд противоречий и неясностей в опр ...

Корреляционное отношение Пирсона η
Все рассмотренные выше коэффициенты корреляции служат для выявления только линейной зависимости между признаками. Для измерения нелинейной зависимости К. Пирсон предложил показатель, который он назвал корреляционным отношением. Напомним, ...