Психологически здоровое общество и психологическая культура человека

Информация о психологии » Понятие о психологическом здоровье и личности » Психологически здоровое общество и психологическая культура человека

Страница 1

В этой связи психически здоровое общество – это-то общество, которое благоприятствует наиболее полному развитию и реализации человеческих потенций. Психически здоровое общество основано на демократическом управлении и представлениях о том, что работающие хотят быть творческими и продуктивными, заниматься интересным делом и нуждаются в поддержке и одобрении. Формирование такого общества непосредственно связано с развитием психологической культуры населения.

Мы полагаем, что психологическая культура личности – комплексное понятие, которое включает знания человека об основных факторах и законах развития внутреннего мира человека, способах и приемах психической саморегуляции.

Уровень психологической культуры человека социально обусловлен и зависит от системы ценностей, общественного мнения и доступности информации широким слоям населения.

Психологическая культура находится на высоком уровне только в том обществе, в котором одной из важных социальных ценностей является человек, его личность. В обществе, где доминирует деспотизм, диктаторство, тоталитарный режим, психологическая культура не развивается. Низкий уровень психологической культуры объясняется недостаточным вниманием государственной власти к человеку, его личности.

В процессе развития личности имеют место процессы, которые можно обозначить как деструктивные. Наличие деструктивных элементов в структуре личности не есть патология, но существенно затрудняет процессы адаптации, сотрудничества, взаимодействия.

Предложенная концепция психического здоровья личности в значительной степени учитывает и социально-динамические процессы экономики и культуры конкретного общества, конкретного социума.

По мнению ряда авторов, в частности Е.В. Руденского, это создает базис для кризиса адаптации личности в современном нестабильном обществе, ее включения в социальную структуру. Из-за деформации социо - и психокультурных моделей создаются, по мнению автора, социокультурные трудности, определяющие когнитивный диссонанс, ценностную деструкцию личности, а, следовательно, и дисгармонию социокультурных аспектов психологического здоровья. Кроме того, наблюдается дезинтеграция психических механизмов личностно-экзистенциальной регуляции и функционирования, порождая парадоксальные характеристики индивидуальной и социальной субъектности. Последние проявляются как отдельные феномены нарушения психологического здоровья:

* дефекты и деформации культурного развития психики (психологический инфантилизм, ригидность когнитивного сужения, иррациональность сознания и самосознания и др.);

* социальная и личностная стрессированность (апатия, мистицизм, психосоциальный регресс и др.);

* дезинтеграция процессов личностного самоопределения и саморазвития.

Появление аномалий психологического здоровья граждан РФ привели и к формированию новых деструктивных типичных характеристик личности. Среди них, например, Е.В. Руденский выделяет:

* фрустрирующие (интенсивные негативные переживания);

* конфликтогенные (оппозиционное противостояние другим людям);

* травматизированные (извлечения собственной выгоды вследствие последствий травматизации и виктимного воздействия на других людей);

* агрессивные (адаптирующиеся посредством интенсивного подавления других людей и устранения их как препятствий на своем пути);

* инверсионные (использующие различные психологические маски для достижения собственных целей),

* дефенивные (утратившие способность к самопроизводству, находящиеся в состоянии психосоциальной летаргии), что формирует ее новую типологию:

* маргинал (основная одновременная ориентация на психокультурные модели как "социалистического типа", так и "нового типа", что детерминирует нахождение личности в постоянном психоэмоциональном напряжении);

* эгоцентрист (человек, стремящийся к социально-психологической автономии и самостоятельно решающий преимущественно свои социокультурные проблемы);

* дефинзив (утративший интерес к социокультурной жизни и отказывающийся от активных форм включения в жизнь социума);

* инфантил (личность с преобладанием стереотипных форм поведения и полного отказа от самостоятельного решения проблем);

* харизматик (использующий манипуляцию как основной способ решения своих проблем).

Таким образом, в современном обществе наблюдается широкий спектр процессов, приводящих к дезинтеграции жизненных сил, индивидуальной и социальной субъектности личности, т.е. деструкции психологического здоровья не только отдельных индивидов, социальных групп, но и составляют угрозу психологическому здоровью всей нации. Это создает условия для самых разнообразных форм и видов деструктивного развития личности, асоциального, аддиктивного, деликвентного поведения. Ниже рассмотрим некоторые примеры персональных деструкций жизненных сил, психического развития личности и ее психического здоровья.

Страницы: 1 2

Еще по теме:

Проблема мотивации в работах античных философов
Великие мыслители древности - Аристотель, Гераклит, Демокрит, Лукреций, Платон, Сократ, упоминавшие о нужде как учительнице жизни, положили начало научному изучению причин активности человека и животных, их детерминации. Демокрит рассматр ...

Волевой процесс
Волевое действие может реализоваться в более простых и более сложных формах. В простом волевом акте побуждение к действию, направленному на более или менее ясно осознанную цель, почти непосредственно переходит в действие, не предваряемое ...

Сущность понятия “развитие” в психологии
Принцип развития имеет важнейшее значение для конструирования психологии как науки, ориентированной на изучение объективных закономерностей личности человека и его психики. Развитие психики реализуется в форме филогенеза (становление стру ...