Посредничество в разрешении конфликтов. Внутренние конфликты работников и их влияние на эффективность работы

Информация о психологии » Посредничество в разрешении конфликтов. Внутренние конфликты работников и их влияние на эффективность работы

Страница 7

Исходя из этого выделяют следующие основные структуры внутреннего мира личности, вступающие в конфликт (А. Шипилов):

· мотивы, отражающие стремления личности различного уровня (мотивы, потребности, интересы, желания, влечения), они выражаются как «Я хочу»;

· ценности, воплощающие в себе общественные нормы («Я должен»);

· самооценка, определяемая как самоценность себя для себя, оценка личностью своих возможностей, качеств и места среди других людей. Будучи выражением уровня притязаний, она есть своеобразный побудитель ее активности, поведения («Я могу»).

В зависимости от того, какие стороны внутреннего мира личности вступают во внутренний конфликт, выделяются шесть основных видов внутриличностного конфликта.

1. Мотивационный конфликт. Выделяют конфликты между бессознательными стремлениями (З. Фрейд), между стремлениями к обладанию и к безопасности (К. Хорни), между двумя положительными тенденциями – «хочу и хочу» (К. Левин).

2. Нравственный конфликт. Между желанием и долгом, между моральными принципами и личными привязанностями – «хочу и надо».

3. Конфликт нереализованного желания или комплекса неполноценности. Это конфликт между желаниями и действительностью (которая блокирует их удовлетворение) – «хочу и не могу».

4. Адаптационный конфликт – конфликт между требованиями действительности и возможностями человека – профессиональными, физическими, психологическими.

5. Конфликт неадекватной самооценки. Адекватность самооценки личности зависит от ее критичности, требовательности к себе, отношения к неудачам и успехам. Расхождение между притязаниями и оценкой своих возможностей ведет к тому, что у человека возникают повышенная тревожность, эмоциональные срывы и др. Среди этих конфликтов выделяют конфликты между завышенной самооценкой и стремлением реально оценивать свои возможности, между заниженной самооценкой и осознанием объективных достижений человека. А также между стремлением повысить притязания, чтобы одержать максимальный успех и понизить притязания, чтобы избежать неудачи.

6. Невротический конфликт. Это результат длительно сохраняющегося «простого» внутриличностного конфликта.

Рассмотрим последствия внутриличностных конфликтов (по К. Хорни).

Искажения отношения к людям

Невротическая личность видит окружающих через призму своих потребностей, порожденных гордыней (потребность в торжестве делит людей на соперников и последователей, потребность умалять себя делает людей могущественными, потребность в помощи волшебника наделяет людей магическими способностями). Человек видит в других то, что отказывается видеть в себе (соринку в чужом глазу видите, а в своем – бревно не замечаете). Возникают страх перед людьми и глубинная неуверенность в них, снижение проницательности, наблюдательности, уязвимость в межличностных отношениях, вследствие раздутой гордыни человек уязвим с разных сторон.

Нарушения в работе

1. Захватнический тип:

а) нарциссический:

· неспособность к последовательным усилиям;

· склонность разбрасываться;

б) поклонник совершенства:

· стиснут между Надо сделать и сделать как Надо – места для творчества не остается;

· слишком дотошен в деталях, методичен;

в) высокомерно-мстительный:

· недостает идей;

· фиксация на второстепенном (учитель, интересующийся не детьми, а методиками преподавания, социальный работник, изучающий методику социальной работы, а не клиентов);

· не умеет делегировать работу, все делает сам, боится проверок.

2. Смиренный тип:

· ставит невысокие цели, низкого мнения о своих возможностях, сомневается. Качество его работы не обязательно страдает, а сам он – всегда;

· хорошо работает «на дядю» но не на себя;

· отдача лучше, когда работает в коллективе или под присмотром, не может высказать свое мнение, написать отчет или систематизировать свои знания в одиночку;

· как только дело пошло хорошо – начинает придираться к себе. Острая тревога возникает и когда дела идут хорошо, и когда дело буксует;

· не может сосредоточиться на творческой работе – слишком большое внутреннее напряжение не позволяет работать долго, работает медленно;

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8 9

Еще по теме:

Особенности развития пространственного мышления
Задача развития пространственного мышления младших школьников имеет особую значимость, она должна с первых дней пребывания детей в школе, т.к. развитие мышления, а в особенности наглядно-образного и пространственного тесно связано с интел ...

Агрессия
Под “агрессией” психологи понимают поведение, цель которого – причинение вреда. Во всем мире охота, борьба с опасностью или с неприятелем является в основном мужской прерогативой. По данным опросов мужчины более терпимы к агрессии, нежели ...

Роль Другого в самопознании
Спецификой человека является его способность к самопознанию. При этом он нуждается в способе познания себя. Представление себя другим является одним их способов самопознания. Человек всегда окружен другими людьми. Поэтому Б.Ф. Поршнев вы ...