Межличностные отношения и психологический климат в коллективе

Информация о психологии » Построение межличностных отношений в юношеском возрасте » Межличностные отношения и психологический климат в коллективе

Страница 5

Педагог может влиять на атмосферу, а, изменяя ее, улучшая ее, и каждый раз воссоздавая ее в благоприятных характеристиках, он, конечным порядком, создает климат, как длительную и устойчивую атрибутику группы.

Назовем характеристики социально-психологического климата, благоприятного для личного развития:

доброжелательность как расценивание поведения любого члена группы в благоприятном для него смысле;

защищенность как безусловное отсутствие агрессии в адрес любого человека и готовность оказать помощь;

работоспособность как созидательная активность группы положительной мотивации и мобильность группы;

инициативность как индивидуальная активность каждого члена группы и свободное проявление личностного "Я";

мажор и оптимизм как устремление группы к радостным перспективам.

Аналогичны характеристики неблагоприятного климата группы: агрессивность, незащищенность, леность, пассивность, пессимизм, унылость, инертность.

Данные характеристики определяют состояние молодого человека в группе, а ключевые отношения в группе обусловливают формирование ценностных отношений. Первое и второе тесно связаны. [6,7,8, с. 206]

Возраст юности (16-22 лет) - это особая пора, знаменующаяся завершением перехода от детства к взрослости.

В биологическом плане возраст 16-17 лет является одним из главных периодов роста и формирования организма: изменение нервной и эндокринной систем и как результат - значительные физические изменения (увеличение роста и массы тела).

Юношеский возраст лет представляет исключительно сложный этап психического развития - становление человека как личности, когда на основе качественно нового характера структуры и состава деятельности ребенка закладываются основы сознательного поведения, вырисовывается общая направленность и формирование нравственных представлений и социальных установок.

Оптимальные межличностные отношения являются залогом полноценного формирования у человека психических процессов, психических свойств и функций, а также развития личности в целом.

Межличностные отношения развиваются на протяжении всего периода детства и юности; на каждом этапе развития они обладают рядом характерных свойств, присущих определенному возрасту.

В юношеском возрасте складываются две разные по своему значению для психического развития системы взаимоотношений: одна - со взрослыми, другая - со сверстниками. Выполняя одну и ту же общую социализирующую цель, эти две системы взаимоотношений нередко входят в противоречие друг с другом по содержанию и регулирующим их нормам.

Для молодых людей большую значимость приобретают отношения со сверстниками, так как у них явно прослеживается стремление к самостоятельности, самовыражению, равнопартнерским отношениям. Это стремление, свои актуальные интересы и потребности ребенок может удовлетворить в полной мере только в общении со сверстниками, в процессе межличностных отношений с ними.

Оптимальный уровень межличностных отношений юношей и девушек возможен при условии благоприятного психологического климата в коллективе, который во многом зависит так же от стиля педагогического руководства и стиля педагогического общения.

Страницы: 1 2 3 4 5 

Еще по теме:

Характеристика гештальт-терапии как метода социально-психологической реабилитации
Изо всего многообразия методов и техник, на мой взгляд, гештальт-терапия один из наиболее эффективных методов преодоления фиксации клиента на психотравме. Гештальт-терапия утверждает, что люди испытывают трудности в выражении и проживани ...

Критерии психического здоровья. Психическая норма
Проблема определения понятий «болезнь–здоровье», «норма–патология», судя по истории вопроса, относится к вечным проблемам. Многовековое стремление раскрыть содержательную сущность здоровья и дать количественную оценку этой сложной социаль ...

Самоконтроль и согласованные действия
Самоконтроль - осознание и оценка субъектом собственных действий, психических процессов и состояний. Появление и развитие самоконтроля определяется требованиями общества к поведению человека. Формирование произвольной саморегуляции предпо ...