Идеомоторные методы как способ преодоления стресса

Страница 3

Упорядочивание идеомоторных приемов в целенаправленную систему привело к созданию идеомоторной тренировки. Этому методу, как и другим видам тренировки, присущи следующие закономерности, которые следует учитывать для эффективного применения:

¾ мотивация и активность как осознание потребности в изменении и стремление к нему;

¾ систематичность как необходимость выполнения конкретной последовательности упражнений для достижения результата;

¾ отставленный эффект как появление результата не сразу, а после серии занятий через определенный промежуток времени;

¾ дозирование как необходимость оптимального сочетания нагрузки и отдыха и другие.

Идеомоторные образы в обучении технике движений:

наиболее широкое применение идеомоторная тренировка нашла в обучении двигательным действиям и в совершенствовании техники их выполнения. В теории поэтапного формирования умственных действий, модифицированной к двигательному обучению, выделяется 5 уровней освоения действия, и наивысшим из них является создание идеомоторного образа движения (таблица 1).

Таблица 1

Название этапа

Методы

1

Ознакомление с общей структурой и алгоритмом движения

демонстрация, объяснение

2

Изучение отдельных элементов движения

разделение движения на отдельные элементы и освоение их

3

Целостное выполнение под внешним контролем

целостное выполнение в медленном темпе под внешние команды

4

Целостное выполнение под внутренним контролем

Самостоятельное выполнение

5

Объединение логического и перцептивного представлений в идеомоторный образ

многократное повторение в вариативных условиях

Работа с идеомоторными образами уже изученных движений обычно проводится для создания уверенности в успехе будущего выполнения, исправления технических ошибок, настройки на предстоящую деятельность и т.п. У различных людей существует разная способность к идеомоторной тренировке, которая обусловлена, на наш взгляд, особенностями нервной системы. Мысленное выполнение движений может проводиться в различных положениях, под внешнее речевое или музыкальное сопровождение, с открытыми или закрытыми глазами. Конкретные особенности и методика проведения идеомоторной тренировки определяется поставленными задачами, имеющимися условиями, опытом работы, как ведущего, так и занимающегося и другими факторами.

В отдельных видах человеческой деятельности от исполнителя требуется выполнение действий, которые еще ему не знакомы. В работе актера, педагога, дипломата и т.д. нужна способность к перевоплощению в новые роли, и от достоверности исполнения новых действий зависит общий результат деятельности. Так, например, с помощью идеомоторного механизма актер может передать такие нюансы позы или движения, которые обычно остаются вне фокуса внимания, но в совокупности повышают достоверность исполняемой роли. История театра знает немало случаев, когда при хорошем «вхождении» в образ роль сама идеомоторно «вела» актера, иногда приводя к отступлению от сценария. Отдельно можно выделить перевоплощение в животных, которое производится в сюжетных постановках, детских играх, «звериных» стилях единоборств и т.д. В процессе копирования типичных форм поведения имитируемого животного нередко тело как бы само подсказывает новые движения, и происходит это тоже благодаря идеомоторике.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Еще по теме:

Построение межличностных отношений в юношеском возрасте
Юность характеризуется как период выраженных социальных потребностей. Потребность в дружбе, в подтверждении возможности осуществления собственного Я находит свой предмет (другого) в момент встречи друга. Главное переживание, которое ее ха ...

Количественные признаки малой группы
«Под малой группой понимается немногочисленная по составу группа, члены которой объединены общей социальной деятельностью и находятся в непосредственном личном общении, что является основой для возникновения эмоциональных отношений, групп ...

Специфика полоролевого воспитания в семьях с различной структурой
Половая принадлежность человека – это многоуровневая система, элементы которой формируются на разных стадиях индивидуального развития. Первичное звено этого процесса – хромосомный набор, определяющий пол, который создается в момент оплодо ...