Идеомоторные методы как способ преодоления стресса

Страница 5

В процессе изучения действия как целенаправленного комплекса движений формируется его идеомоторный образ, который используется в дальнейшем уже в «свернутой» форме: активизация образа вызывает последовательное выполнение составляющих движений. Психофизиологические особенности конкретного человека – подвижность нервных процессов, дифференциация мышечных усилий, быстрота восприятия и переработки проприоцептивной (т.е. от рецепторов двигательной анализаторной системы), визуальной и другой информации, придают стандартным движениям уникальную индивидуальность. Эта индивидуальность тоже закрепляется в идеомоторном образе выполняемого действия и проявляется в координированности, энергетической стоимости, амплитуде, темпе, ритме и других его характеристиках.

Дальнейшее развитие идей о механизмах управления движением отражено в теории функциональной системы П.К. Анохина. Ее автор выделил 4 компонента афферентного синтеза, формирующего цель действия, и ввел понятие акцептора результата действия как механизма моделирования ожидаемого результата и сравнения его с результатом, полученным в действительности (рис. 1).

Рис. 1 - Схема функциональной системы поведенческого акта (по П.К. Анохину, 1978)

Наиболее полная функциональная модель предметного действия, которая известна мне сегодня, разработана Н.Д. Гордеевой и В.П. Зинченко в результате комплексного исследования психомоторики человека. Психофизиологический механизм идеомоторики имеет много общего с механизмом предметного действия, поэтому рассмотрим его формирование в процессе преобразования двигательного акта в идеомоторный.

В предметном действии, то есть реально выполняемом движении, процесс состоит из двух основных этапов – программирования и исполнения, которые тесно взаимосвязаны: в программировании формируются управляющие сигналы, а восприятие ситуации после исполнения дает информацию для очередного программирования (рис. 2).

Рис. 2 - Общая схема управления двигательным актом (модификация схемы Н.А. Бернштейна)

Психофизиологическими исследованиями доказано, что «если сохраняется возможность перевода обработки информации и осуществление рефлекторного ответа на низших звеньях интеграции нервных клеток, происходит переключение нервной системы на филогенетический уровень». То есть систематически повторяемая часть двигательного акта автоматизируется и в дальнейшем осуществляется без осознания процесса, причем команды к мышцам тесно взаимосвязаны с типичными ответными сигналами. Автоматизация движения приводит к тому, что фокус внимания при выполнении освоенного упражнения смещается в блок переработки информации с целью создания (а часто просто выбора из имеющихся вариантов) адекватной команды мышцам, дальнейшее выполнение которой уже автоматизировано и практически предсказуемо мозгом. Так происходит формирование идеомоторного образа движения, появление которого в сознании генерирует комплекс сигналов к мышцам. Если нет необходимости выполнения движения, то нервная система снижает интенсивность сигнала до уровня, который не вызывает сокращение мышц, то есть тормозится выполнение движения. Но сигналы от идеомоторного образа воспринимаются и могут осознаваться: каждый, наверное, может вспомнить «мышечный трепет» перед решающим движением. Психофизиологические изменения активности нервной системы в результате мыслительной деятельности широко известны – на этом принципе основана работа «детектора лжи». Активизация идеомоторного образа формирует образ ответного изменения ситуации как наиболее вероятного развития событий в случае выполнения действия. Активное использование представления и воображения для создания в сознании образа измененной ситуации при возможном выполнении движении завершают кольцо идеомоторного акта (рис. 3).

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Еще по теме:

Руководство и лидерство. Функции управленческой деятельности
Основные различия между лидерством и руководством сводятся к следующему: содержание понятий: руководство предусматривает организацию всей деятельности группы, а лидерство характеризует психологические отношения, возникающие в группе &quo ...

Особенности взаимодействия людей
При рассмотрении особенностей связей между людьми обычно выделяют два вида взаимозависимости - кооперацию и конкуренцию. В первом случае (кооперация) некоторое количество индивидов вступает в контакт друг с другом и осуществляет согласова ...

Цели и установки школы в возникновении стресса
Доминирующей ценностью в системе образования являются успехи в учебе. Все, что делает школьник изо дня в день, оценивается сквозь призму успешности решения учебных задач. В результате его Я-концепция постепенно оказывается пронизанной цен ...